домашний кинотеатр
котором осуществлялась запись. Разу-
меется, реверберация концер тного зала
или студии присутствует и на моноза-
нисях, но она большей частью прояв-
ляется косвенно, в виде характерной
частотной окраски, которую иденти-
фицировать как объем (особенно, если
помещение невелико) бывает затруд-
нительно. При двухканальном воспро-
изведении звуковая сцена становится
действующим лицом, которое безоши-
бочно воспринимается слушателем как
некий
макрообьем.
Помимо общего
места действии
(естественно, это касается в основном
музыки академических жанров и не-
которых видов джаза) в стереозаписи
проявляются и объемы собственно
инструментов или, в произведениях
крупных форм, групп инструментов.
Существование этих
микрообъемов
на
монозаписях менее заметно из-за их
взаимной маскировки, вызванной тем,
что расстояния от разных инструмен-
тов до микрофона не одинаковы. Сте-
реофония также привлекательна тем.
что может не только передать распо-
ложение инструментов на сцене, но и
дать соответствующее действительно-
сти представление об их размерах.
Все это в большой степени харак-
терно для записей, выполненных про-
стейшим ( аудиофильским) методом
двухмикрофонной записи, о чем по-
дробно написал уважаемый А. М . Лих-
нпцкнй в статье “О стереофонической
записи. В дебрях микрофонной техни-
ки" (см. “А М ” X» 4 (5) 95). 11а практи-
ке двухмикрофонная техника приме-
няется не так уж часто в связи с целым
рядом причин как объективных, так и
(в большинстве случаев) субъектив-
ных. Печально, по факт: в повседнев-
ной жизни чаще мы слышим музыку,
записанную поли микрофонным спосо-
бом. Каждая группа инструментов сни-
мается одним или несколькими стерео-
микрофонами. п затем полученные
сигналы смешиваются в микшерским
пульте звукорежиссера. При этом мо-
жет осуществляться как непосредст-
венное микширование, так и сначала
многоканальная запись, а уже потом -
конечное сведение.
Результат этого процесса часто бы-
вает приемлемым и художественно
1
Вообще говоря, термин "стерео" вовсе не подразу-
мевает 2 канала вопцхшаведения. Стерео переводит-
ся с греческого как "твердый" и на заре многоканаль-
ного звука стереозапись музыки была в основном
трехканальной, а кино и вовсе могло похвастать-
ся четырехканальными фонограммами. Развитие
грамзаписи и ее физические ограничения свели чи-
сло каналов к двум. Заметьте также, что в данной ста-
тье автор принципиально не касается многоканаль-
ного звука в кино, где картина была совершенно
иной,—
Ред.
Вадим СЕРГЕЕВ
Г
де-то в шестидесятых годах X X
(как многие считают, уже про-
шлого) столетия стереофония
как формат музыкальной записи при-
шла в дом массового слушателя. К тому
времени двухканальные консервиро-
вание и передача звука были известны
человечеству уже несколько десяти-
летий. Но только в шестидесятых по-
явились грампластинки с надписью
мелким шрифтом, сообщающей, что
стереофонограмма может быть вос-
произведена монофонически. Многие
пластинки тогдашних рок-звезд мик-
шировались в моно и стерео1
неодина-
ково с точки зрения фиксации музы-
кального содержания. То есть моно
являлось не суммой каналов стерео, а
отдельным специальным миксом.
Почему же произошел массовый пе-
реход на двухканальное звуковоспро-
изведение? И почему это случилось
именно тогда? Многие меломаны со
стажем, наверное, знают ответы на эти
вопросы.
Мне разобраться в этом
труднее: мой музыкальный опыт сло-
жился уже во времена стерео. Конеч-
но, я могу предположи ть,
как
это бы-
ло. Особенно, принимая во внимание
многочисленные заверения в том. что
дни стерео сочтены, что будущее
за
пяти-, шести-, семи- (кто больше?) ка-
нальными усилителями. Но несколь-
ко лет назад я по случаю приобрел
ламповую монорадиолу 50-х годов.
..
Как она звучит!
I (опробуем без липших эмоций разо-
браться, что именно изменилось в му-
зыкальной звукозаписи за последние
десятилетия. Стереофония привлека-
тельна как попытка передать и воспри-
нять объем так называемого первично-
го помещения
того пространства, в
102 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 103 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 105 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст