испы тательны й стенд
Контрольный тракт
Проигрыватель
компакт-дисков
'Alchemist
Kraken APD-32A';
межблочные кабели
'Aural
Symphonies AS-ONE";
предварительный усили-
тель
“LAMM L1",
кабели к АС
“Audio Note AN-B’,
акустические системы
“Alon Lotus SE Mk II'.
Музыкальный материал
Бетховен. Девятая симфония. La Chapelle Royale,
Collegium Vocale, Orchestre des Champs Elysees.
Philippe Herreweghe (harmonia mundi s.a. HMC
901687)
Джон Дауленд. In Darkness Let Me Dwell. John Potter
(tenor), Stephen Stubbs (lute) etc. (ECM New Series
1697 465 234-2)
Янис Ксенакис. ‘Плеяды' для шести ударников. Les
Percussions de Strasbourg (harmonia mundi s.a. HMA
1905185)
Что y сладкой парочки непростой
характер —
сразу видать. Если прини-
мать за идеал усилителя передачу зву-
ка точную, без отсебятины, само нали-
чие характера уже есть недостаток.
большой аналитический чер-
ный ящик (2 шт.). Въедливый и зага-
дочный, как настоящий (из самолета).
С беспощадностью высококлассного
начетчика он вытаскивает на свет все
неточности. Легко предположить, что
количество неточностей, обнаружива-
емое слухом, будет находиться в об-
ратной зависимости от числа игра-
ющих. Потому что индивидуальные
психомоторные
характеристики
скажем, пианиста — гораздо более
уязвимы, нежели статистическая ней-
тральность оркестра, в котором рас-
творена индивидуальность, нестой-
кая, изменчивая и летучая. Подобные
соображения могут показаться недо-
пустимыми рассуждениями a priori,
спекуляциями, влияющими на ход
прослушивания. Однако перед вами
не прогнозы, а как раз выводы. Дейст-
вительно, все пьесы Рамо с диска
“AM-коллекция I” выглядят гораздо
более убедительно, чем фортепианная
музыка.
Причина, возможно, кроется в заме-
чательной микродинамике “М 1.1”. Тут
уместна аналогия с хорошим синтеза-
тором: его клавиатура столь чувстви-
тельна к силе нажатия, так мелко
“проградуирована”, что играть на ней
динамически ровно —
задача практи-
чески безнадежная: отовсюду торчат
мельчайшие непроизвольные мышеч-
ные усилия. Этакий гальванизм, жи-
вотное электричество. Вообще, наблю-
дение за очень высококачественными
машинами яаводитдаа мысль об их он-
тологической несовместимости «этим
самым
животным)! электричеством.
Ведь именно через вызываемые им по-
бочные эффекты (“хи-хи;.
. нотку кри-
во нажал!") проступает, пардон, душа
исполнителя.
Увертюра (трек 1) содержит кон-
траст ударного (во всех смыслах)
Grave adagio,
“лирического”
Andante
и
волевого порывистого
Allegro.
В пер-
вом, медленном разделе рояль звучит
очень полно, “продленно”. В более по-
движном
Andante
масляное гулкое ле-
гато правой руки и проникновенная
иноходь басов уже оставляют некото-
рую неудовлетворенность: есть звуко-
вая роскошь и выделка, но к этому
гарниру еще бы мясца.
.. И, наконец,
Allegro
, сплошь сыгранное стаккато,
сплошь разочаровывает. Почему?
“М1.1”—
по сравнению, например, с
усилителем “Classe СА-201”—
обосаб-
ливает рояль, отдаляет его почти про-
странственно. Иногда казалось, что
усилитель даже увеличивает объем по-
мещения и/или время реверберации в
студии (это смутное ощущение объяс-
няет, отчего так хорошо звучит на
“М1.1” медленная музыка). И вместе с
тем подает запись с гораздо большим
количеством деталей звукоизвлече-
ния. Фокус в том, что среди этого оби-
лия мелких подробностей преоблада-
ют случайные микроляпсусы.В дроби
Aprepnx/“Lamm М1.1” после запятой
очень, очень много цифр — но среди
них мало значащих. Потому и возни-
кает стойкое чувство: ровный ритм и
однообразная артикуляция (точнее,
намерение Аргерих играть все ровно и
моторно) лишь выпячивают едва уло-
вимые неровности, от которых не сво-
бодно ни одно исполнение, но преодо-
ление,
маскировка
которых есть дело
чести исполнителя. То же относится и
к Каприччио из Партиты (трек 2): ве-
ликолепное туше, богатая громкостная
динамика и, так сказать, общее клавир-
ное благополучие — все это, поддер-
жанное “М1.1”, подчеркивает ритми-
ческое
и
агогическое безразличие,
сильно обедняющее мысль Баха.
наблюдение 1
Когда само исполнение богато микро-
динамикой
агогической,
арти-
куляционной, ритмической,— тогда
и
микродинамическая
активность
“М 1.1” востребована.
Среди фортепианных записей диска
“AM-коллекция I” первенство в этой
номинации держит Аргерих, но уже с
пьесами Равеля. Характер усилителя,
его капризность замечательно г
армо-
нируют со странностью равслевскнх
образов и глубоким трансом,
в
кото-
ром Аргерих —
вроде бы
эти образы
рисует. Эх, повесить бы “Ундину” на
“Виселице”! Аккорды построены не-
ровно: басы скрывают угрозу: быст-
рые: пассажи совершенно сливаются в
радужные облака; слышна механи-
ка рояля, но это не раздражает, как в
Бахе. Тут готическая абстрактно-ска-
зочная
рояль с зубцами
гораздо более
подходит переменчивому усилителю с
узнаваемым голосом, чем задушевное
(или там мятежное —
в прелюдиях
Шопена) фортепиано той же Аргерих.
наблюдение 2
Чем менее личностно высказывание
композитора/исполнителя/звукоре-
жиссера, тем лучше работает с такой
записью “Lamm М1.1”.
Финал Ре-ми норной сонаты Бетхо-
вена в исполнении
Клары
Хаскил
(трек 4) значительно выигрывает у Ба-
ха. Хаскил не может и не хочет играть
ровно. Она нестабильна, неправильна,
ее ритмические вольности иногда вы-
зывают протест. Одновременно само
качество записи снимает все вопросы
насчет аналитизма аппаратуры. Эту
фонограмму практически любой уси-
литель передаст “как есть", без лишней
возни между нот. В том и заключается
сила старых записей: на них исполни-
тель и инструмент предстают как не-
раздельное целое. (Это обстоятельство
и позволяет некоторым ценителям ста-
рых фонограмм —
вернее, провоцирует
их —
утверждать эстетическое преиму-
щество нс только раннего “винила” пе-
ред CD, но и артистов первой трети
XX века над нашими современника-
ми.) Все, что мог сделать наш подопыт-
ный ящик,—
слегка охладить цвет зву-
ка у Хаскил, на том ему и спасибо.
Оркестровая часть в целом переда-
ется “М1.1” гораздо более убедитель-
но, чем фортепианная. Зато на первый
план выступает не какой-то там “ха-
рактер” или “голос" аппарата, а вещи
гораздо более низменные.
Мне показалось, что немного сужен
объем оркестрового пространства по
вертикали — за счет потери басов в
tutti.
Когда басы нс обременены выше-
лежащими звуками (нижняя квинта
на пустых струнах контрабасов в са-
мом начале Контрданса, трек 12), они
превосходно локализованы, слышна
артикуляция, каждое зернышко в ха-
рактерном наждачном рычании. Разве
что не видно движения смычка по
струне. Когда же н оркестровой факту-
ре басы занимают место, более нм
свойственное, они начинают слегка
мешать друг другу: чтобы различить
характер звукопзвлечення у тех же
контрабасов десятью тактами позже,
требуется некое умственное усилие.
Лур (трек 9) и Контрданс (трек 12)
звучат лучше остальных пьес Рамо. Эта
сторона обаяния “Оркестра XVIII ве-
2/2000 АудиоМагазин 69
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст