испытательный стенд
Усилители “М 1.1” и “М2.1 ” защище-
ны двумя американскими патентами:
5,470,795 и 0368,261. Еще два патента
находятся в процессе рассмотрения
Патентным бюро СШ А.
К о м м е н т а р и й В л а д и м и р а Ш у ш у -
ри н а к о п и с а н и ю к о н с т р у к ц и и
у с и л и те л я
Емкостная связь между усилителем
напряжения и выходным каскадом
выбрана с учетом совершенно особен-
ных соображений. В основе лежит
фундаментальный (с моей точки зре-
ния) принцип, состоящий в том, что
идея использования так называемого
усилителя постоянного тока (отсутст-
вие переходных
конденсаторов от
входа до выхода), являясь весьма про-
дуктивной при создании устройств
типа операционных усилителей (пред-
назначенных для обслуживания по-
требностей измерительной техники и
различных областей электроники), в
общем случае неприемлема при про-
ектировании транзисторных звуко-
усилительных устройств, и в частно-
сти — усилителей мощности. Тем не
менее, эта идея лежит в основе прак-
тически всех существующих моделей
транзисторных усилителей мощности.
Немного истории. Впервые эта мысль
возникла у меня в начале 80-х годов,
когда я весьма интенсивно занимался
прослушиванием усилителей, создан-
ных по различным топологиям.
В течение многих лет (с 1963 г.) я
играл в симфоническом оркестре на
ударных инструментах — благодаря
этому в моей памяти хранилась ин-
формация о реальном звучании как
ударных инструментов, так и инстру-
ментов басового регистра.
У меня была возможность привлечь
к прослушиванию достаточно серьез-
ных музыкантов (туба, фагот, контра-
бас, виолончель, валторна, литавры),
и с течением времени мы к нашему вя-
щему изумлению заметили, что самые
лучшие транзисторные усилители,
воспроизводящие сигналы
практи-
чески от постоянного тока, каким-то
дурацким образом придают опреде-
ленную неестественность звучанию
акустических инструментов басового
регистра. Причем описать эту неесте-
ственность нам долго не удавалось, и,
конечно, прибегая даже к самым хит-
роумным измерениям, я не мог не
только подтвердить эту аномалию, но
и вообще хоть за что-то зацепиться.
К тому времени подоспели мои пер-
вые образцы усилителей на лампах
6СЗЗС. Эти усилители были спро-
ектированы
правильно.
Неестествен-
ность исчезла. Потом меня осенила
догадка: абсолютно интуитивно я по-
чувствовал, что следует отказаться от
усилителей
постоянного тока
в тран-
зисторной технике. Как только по-
явился разумный спад АЧХ в области
низких частот (я доработал, кажется,
“МагаШх 250” и один из моих маке-
тов), все встало на свои места (кстати,
введение интеграторов еще больше
ухудшало ситуацию).
В результате дальнейших прослу-
шиваний (у нас уже появилась точка
отсчета, что очень важно в смысле ме-
тодологии) мы пришли к следующей
формулировке (чисто описательной):
транзисторный
усилитель,
постро-
енный по принципу У П Т (то есть без
использования переходных конденса-
торов), каким-то образом неуловимо
изменяет, сдвигает, преобразовывает,
что ли (адекватного определения мы
тогда гак и не нашли) форманту инст-
рументов, работающих в области ба-
сового регистра (речь, естественно,
идет только об акустических инстру-
ментах, входящих в состав симфони-
ческого оркестра), ни в коей мере не
нарушая узнаваемости звучания са-
мих инструментов.
Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что
все эти аномалии весьма неприметны и
на начальных этапах прослушиваний с
трудом осознаются даже профессио-
нальными музыкантами. В дальней-
шем я попытался описать эти анома-
лии следующим образом: в процессе
восприятия музыкального материала,
воспроизводимого при помощи тран-
зисторных усилителей без переход-
ных конденсаторов, внимание слуша-
теля постепенно невольно соскальзы-
вает в сторону анализа того, что про-
исходит в области низких частот, та-
ким образом, целостность восприятия
музыкального произведения наруша-
ется. Впоследствии я стремился найти
всему этому какое-либо математиче-
ски-радиотехническн-паукообразное
объяснение, но безуспешно. Решение
пришло позднее, после того как я на-
чал заниматься некоторыми приклад-
ными аспектами психоакустики и во-
просами влияния акустических волн
различных частот на человеческий ор-
ганизм. Но это уже другая история.
Далее. Емкостная связь между уси-
лителем напряжения и выходным ка-
скадом также очень удобна в чисто
практическом плане: усилитель на-
пряжения и выходной каскад ока-
зываются
абсолютно
независимыми
узлами, что заметно упрощает постро-
ение цепей смещения транзисторов
выходного каскада, а также позволяет
создать очень надежную и быстродей-
ствующую схему защиты.
О переключателе нагрузки. В вы-
ходных трансформаторах ламповых
усилителей делаются отводы ог вто-
ричной обмотки, что дает определен-
ную гибкость в подстройке парамет-
ров под конкретные АС, которые будут
выступать в качестве нагрузки для
этого усилителя. Относительно тран-
зисторных усилителей (обычных, без
выходного трансформатора) бытует
мнение, что сопротивление нагрузки
для них не так критично, как для лам-
повых. Разработчик транзисторного
усилителя обычно задается некото-
рым минимальным сопротивлением
нагрузки, на которое сможет работать
усилитель. На деле это гарантирует
лишь то, что усилитель при такой на-
грузке не сгорит или не начнет воз-
буждаться. КачегпкУже звучания при
низкоомной нагрузке (2-3 Ом и ниже)
остается весьма сомнительным. С ин-
женерной точки зрения, проблема за-
ключается в правильном выборе рабо-
чей точки выходных транзисторов, та-
кой, чтобы спектр гармоник сигнала
оставался более или
менее посто-
янным
а)
в зависимости от частоты,
w w w .p r o fig o ld .c o m
оАЫ ОНЮ СЕ
Ш
І Ш
РЄР
5 6 1
цифрово
64 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 65 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 67 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст