вы ставки
>
капала устанавливается сзади, за слу-
шателем, она обеспечивает устойчи-
вую локализацию звука в направлении
“сзади”. В демонстрационном ролике
рисованный человечек что-то пилит за
спиной у зрителя —
эффект очень за-
нятный, в руки творцов вложен еще
один инструмент. Как они нм восполь-
зуются? Фильмов с "ЕХ" пока совсем
мало, да ведь и сама технология толь-
ко-только появилась. И, едва появив-
шись, совершенствуется. “LucasFilm
ТНХ” дополнила новинку еще одним
расширением, весьма, на мой взгляд,
полезным. Дело в том, что добиться ус-
тойчивой локализации тылового КИЗ
не так уж трудно, сложность заключа-
ется в другом. Не всем нравится, когда
акустическая система находится за
спиной. В нас еще живы рефлексы,
подсказывающие, что ноги надо дер-
жать в тепле, голову —
в холоде, а за
спину никого не пускать. Эти древние
инстинкты могут испортить ощущение
от просмотра фильма.
Звук получается гораздо комфорт-
нее, если взять не одну, а пару тыловых
АС, освободив место за спиной. ТНХ
предложила апгрейд к системе “DD
ЕХ”, который позволяет превратить
сигнал дополнительного тылового ка-
ната в два. В этом случае за слушате-
лем оказывается пара АС. Четкость ло-
кализации тылового КИЗ несколько
снижается, зато комфортность звуча-
ния заметно возрастает. В ресиверах
“Onkyo TX-DS989” и “Denon AVC-
I0SE”, представленных на выставке,
уже реализована такая схема, подго-
товленная сертификационной группой
ТНХ —
“ТНХ Surround ЕХ”. Теперь
домашний кинотеатр имеет конфигу-
рацию звукового тракта 7.1. Больше
некуда. Сам докладчик заметил, что
покупку такой аппаратуры надо согла-
совывать с женой, уж очень много ме-
ста все это занимает.
Д о м а ш н и й ки н о т е а т р к а к з е р -
ка л о .
..
Наблюдать за развитием домашнего
кинотеатра очень увлекательно. Техно-
логия существует, а профессионалов,
умеющих полностью реализовать ее
возможности,—
пока, мягко говоря,
немного. В одной из комнат “крутили"
фрагмент рок-конЦерта. Изображение
живет своей жизнью, а звук —
своей. А
ведь они должны помогать друг другу,
а не наоборот. Что делать инженеру
на сведении звука, если видеооператор
увлекся трансфокатором и сменой пла-
нов? У звукорежиссера-то пока нет
трансфокатора.
Мне понравился доклад “High end
и домашний кинотеатр” А. Клячина.
Интересна его концепция: нужно отно-
сится к домашнему кинотеатру как к
целому, то есть улучшать и звук, и изо-
бражение. Какой смысл бороться за
глубину звуковой сцены, если изобра-
жение плоское.
..
Как достигается глубина изображе-
ния? Объектив фокусируется на одном
объекте, а остальные оказываются раз-
мытыми. Человеческий глаз такую
картинку воспринимает как трехмер-
ную. Растровая структура телевизион-
ного изображения делает это изобра-
жение плоским.
И
в этом смысле
А. Клячин предпочитает микрозер-
кальные проекторы другим устройст-
вам. Четкость изображения, создавае-
мая таким проектором, немного ниже,
чем у плазменного экрана. Но именно
эта потеря четкости убирает растр, что
делает изображение более естествеп-
ным. Вот вам характерный пример —
улучшение технических показателей
ухудшает качество. Докладчик отме-
тил и ставший уже традиционным не-
достаток записи: действие фильма про-
исходит на открытом пространстве, а
голоса записаны в помещении. Какая
уж там высокая верность! Звук и изоб-
ражение надо не просто объединить, но
сделать из этого произведение искусст-
ва, а не “ерш”.
От себя добавлю, что довольно часто
можно услышать упреки в адрес тех-
нического прогресса. Техника совер-
шенствуется, но теряется волшебство
музыки. Во мне растет убежденность,
что дело тут вовсе не в технике. Техни-
ка —
это инструмент, играют на нем
люди. И качество игры не всегда со-
вершенно.
Примерно лет тридцать тому назад
перешли на многоканальную запись.
Дополнительные операции, такие как
сведение приводят к потерям качест-
ва. Чем меньше преобразований сиг-
нала, тем меньше потерь —
с этим ут-
верждением трудно спорить. По вот
нужно ли идти путем лионских тка-
чей, которым тоже не нравились но-
вые технологии?
Конечно, новые технологии записи
действительно
сослужили
плохую
службу. Многократная перезапись, не-
умеренная обработка, бесконечное ре-
дактирование —
вот обычный процесс
записи. Но дело нс в технике, а в лю-
дях. Повторяю, техника —
это только
инструмент, и не нужно обвинять ее во
всех грехах, стоит и про руки вспом-
нить. Играть на скрипке, например,
учатся много лег. Рядом с учеником
стоит учитель, в котором сосредоточен
опыт нескольких поколений скрипа-
чей. Технике многоканальной записи
еще и ста лет не стукнуло, и опыта по-
колений тоже нет. А чем принципиаль-
но отличается скрипка от студии запи-
си? Студня —
это тоже инструмент, и
инструмент непростой. И па записыва-
ющих устройствах, и на воспроизводя-
щих нужно учиться играть. Звук уже
есть, но музыке надо еще учиться и
учиться, кто бы и что по этому поводу
ни говорил. Выставка “Hi-Fi Show’2000"
наглядно показала —
процесс идет.
IN METAL WE TRUST
9
9
(((A E )))
A C O U S T I C . E N E R G Y
www.acoustic-energy.co.uk
2/2000 АудиоМагазин 41
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст