вы ставки
шепнем
снобизма
и
мудрости.
И
“Castle”, и мне совершенно ясно, что
блудные дети вернутся, и у порога их
снова будут ждать сохранившие свое
первородство основатели традицион-
ных подходов к построению акустиче-
ских систем. Продукция “Castle” всегда
имела своих приверженцев, и надеюсь,
что их станет больше,—
она того стоит.
В действительности выставка была
хорошо организована, до центра Моск-
вы регулярно ходил бесплатный авто-
бус, участников качественно охраняли
и вкусно кормили (к сожалению, толь-
ко один раз в день). Конференции и
экспозиции были толково расположе-
ны в пространстве и во времени. “Hi-Fi
Show”—
очень нужное и важное собы-
тие в нашей унылой жизни: несмотря
на крайнюю занятость на выставке, я
с пользой провел три полных дня,
раздач приятелям около 15 приглаше-
ний —
и все приходили парами. Я бы нс
хотел ввязываться в полемику относи-
тельно сроков проведения выставки,
начатую на вступительной пресс-кон-
ференции,— мне все равно, я бы и 31 де-
кабря вечером пришел с удовольстви-
ем. Главное, на мой взгляд, не распы-
ляться, не затевать немотивированных
адьтернатив, но и не раздувать событие
до масштабов прежних “СЕМов” с мо-
бильными телефонами и стиральными
машинами. Похоже, выставка выходит
на мировой уровень: заявляют о лич-
ном присутствии гранды high end, вы-
ставка имеет прессу и рекламу в сред-
ствах массовой информации. Хотелось
бы видеть больше участников —
инте-
ресно познакомиться с зарубежными
фирмами,
присматривающимися
к
российскому рынку и не представлен-
ными пока дистрибьюторскими компа-
ниями.
М ихаил СЕРГЕЕВ
Мозаика
Чем хороша выставка? Не столько
возможностью посмотреть на аппараты
разных фирм, сколько тем, что их мож-
но увидеть все сразу. Один усилитель
хорош, и другой неплох, но по большо-
му счету не в этом дело. Воспроизведе-
ние звука —
задача комплексная, на ре-
зультат влияет много факторов. Очень
интересно ознакомиться со всеми эти-
ми составляющими в один прием. Что
и было сделано.
Чтобы за деревьями, как говорится,
не спрятать лес, начну с общих впечат-
лений. В названии выставки отражены
реалии нашей жизни. Но я бы не стал
отделять домашний кинотеатр от аудио-
техники. Можно сказать, что звук до-
полнился изображением, можно счи-
тать, что в видеотехнике появился звук.
Налицо отчетливая тенденция к слия-
нию аудио- и видеотехнологий. И кто к
кому пришел — не так уж важно. Как
мозаика складывается из мелких кусоч-
ков смальты, так и звукотехника — воз-
никает из совокупности многих пред-
метов и явлений. В числе ее важнейших
составляющих —
аудиоаппаратура.
Аппаратура
Много внимания было уделено изоб-
ражению. Например, “BARCO” про-
двигает серию проекторов CRT, то есть
построенных на катодных трубках.
Представлены модели от почти кар-
манных до совершенно неподъемных,
но едва ли стоит сегодня останавли-
ваться на этой технике. Мне гораздо
интереснее аппаратура звуковая. Я до-
статочно подробно ознакомился с не-
сколькими аппаратами.
На семинаре представитель “Onkyo”
рассказал много интересного об особен-
ностях ресивера “Onkyo TX-DS989”.
Рациональный подход к построению
аппарата вызвал с моей стороны теп-
лую реакцию. Инженеры “Onkyo” не
стали бо|ються с призраками; были по-
ставлены н решены вполне конкретные
технические задачи. В усилителе, на-
пример, предприняты специальные ме-
ры для повышения “нагрузочной спо-
собности”. Речь идет о способности
усилителя как отдавать, так и погло-
щать отраженную от акустической си-
стемы мощность. Как именно это сдела-
но, к сожалению, узнать не удалось, но
важен результат. Еще одной особенно-
стью усилителя является расширенная
полоса частот: даже при разорванной
петле отрицательной обратной связи он
имеет полосу, достаточную для усиле-
ния звуковых сигналов.
Конструкция ресивера позволила
организовать заземление по типу “звез-
ды", в этом случае минимальны связи
узлов устройства через общие провода.
Впрочем, давно известно, что “звезда”
даст хорошие результаты и с точки зре-
ния объективных показателей (уро-
вень помех и гармоник), да и звук у та-
ких
аппаратов
лучше.
Неизвестно
только, почему же во многих аппаратах
используются не совсем удачные схе-
мы заземления.
Есть, наверное, и еще какие-то изю-
минки в устройстве, но обо всем в ко-
ротком докладе не расскажешь. Да и
нельзя ограничиваться аппаратурой,
нужно обратить внимание и па осталь-
ные составляющие звукотехники.
Интерфейсы и алгоритмы
На упомянутом семинаре, разгляды-
вая ресивер, я заметил на микросхеме
CS493002 производства “Crystal Se-
miconductor” среди знакомых уже аб-
бревиатур одну новую: MLP (Meridian
Lossless Packing, то есть сжатие без по-
терь). В основе разработанного ком-
панией “Meridian” алгоритма —
устра-
нение статистической избыточности.
Например, мы имеем звуковой сигнал
в цифровой форме, и так получилось,
что 12 соседних отсчетов —
одинако-
вые. Можно записать их все, а можно —
только первый и информацию о ко-
личестве одинаковых отсчетов. В ре-
зультате экономится объем носителя
записи. Для разбирающихся в компью-
терах могу привести еще один при-
мер — архиваторы. Звуковой файл
можно сжать в несколько раз с помо-
щью программы “WinZip”, потерь ин-
формации при этом не будет.
Алгоритм компрессии МЕР предназ-
начен для работы с частотой дискрети-
зации от 44,1 до 192 кГц с разрядно-
стью до 24 бит. Объем данных при сжа-
тии уменьшается примерно в два раза
при частоте дискретизации 44,1 кГц;
при повышении частоты дискретиза-
ции степень компрессии увеличивается.
Сжатый с помощью МЕР сигнал со-
гласуется с интерфейсом SPD1F/AES,
его можно записывать на CD и DVD.
Особо отмечу, что МЕР работает и с
интерфейсом “Firewire”—
так теперь
называют 1ЕЕЕ1394. Название “Fire-
wire" звучало на семинарах не один раз.
“Да, в аппарате уже есть этот интер-
фейс” или “Нужно только маленькую
платку вставить, вот для нее место”,—
гак отвечали докладчики на вопрос про
“Firewire”.
Главная особенность этого интер-
фейса: он позволяет организовать вы-
сокоскоростной обмен информацией
между компьютером и другими уст-
ройствами. В этом проекте принимают
участие и компьютерные производите-
ли (“IBM”), и “аудиовидеобытовики”,
и “профессионалы” (“JVC”, “Sony”).
Думаю, очень скоро “Firewire” станет
привычным атрибутом аудиовидео-
аппаратуры.
Была представлена еще одна новая
технология. “Dolby Laboratories” про-
должает совершенствовать звук до-
машнего кинотеатра. В обычной кон-
фигурации на носитель записываются
сигналы в формате 5.1: три фронталь-
ных канала, два тыловых и канал низ-
ких частот. В активе “Dolby” есть тех-
нология
матричного
кодирования-
декодирования, которая позволяет из
сигналов двух канатов синтезировать
сигнал для третьего громкоговорителя.
Именно эта технология использована в
новой версии “Dolby Digital EX”. Аку-
стическая система третьего тылового
2/2000 АудиоМагаэин 39
предыдущая страница 40 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 42 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст