гостиная "ф онограф "
А. Б.
Нет. Миша ждал вопросов от меня. А с его ответами
я всегда считалась. Он никогда не отбирал. Он мог мне по-
советовать: “Давайте сделаем то-то и то-то, это хорошо”. И
мы делали. И получалось весьма неплохо, я видела, что на
людей эти песни производили очень глубокое впечатление.
"А М ".
А как вообще появляются песни в вашем репер-
туаре? Ну вот, например, “Меня не греет шаль”— откуда
она?
А. Б.
“Меня не греет шаль”— это песня старых москов-
ских цыган. Я среди них все время крутилась в Париже.
.. Я
была тогда еще совсем малышка. Сидела тихо в уголках и
впитывала в себя красоту исполнения цыганского романса,
п лихость, и веселье цыганской плясовой или таборной
песни. Я считаю это золотым фольклором русского народа.
Ведь если я начну сейчас, с любой сцены, петь любую та-
борную песню, имея, конечно, приличный аккомпанемент,
все будут сидеть и улыбаться, и крутиться прямо на своих
местах. Понимаете, эти песни захватывают, других таких
нет. Вот я недавно слушала Доминго по телевизору и уми-
рала со скуки: все время повторяется одно и то же. А тут
каждая
песня
имеет
свое
начало, свой конец, свою
историю и свое настроение,
свои краски. Чего же еще
хотеть в одной песне? Вот
почему я безумно люблю
эти песни и никогда с ними
не расстанусь.
Я нашла сейчас одну де-
вочку, на которую возлагаю
надежды,— хочется сделать
из нее хорошую певицу, не
то что я слышу.
.. Боже упа-
си, никого не хочу обидеть,
поэтому не буду говорить о
том, что мне как раз хоте-
лось бы подчеркнуть.
.. Но я
удержусь.
Скажу
только,
что у меня совершенно дру-
гой стиль, не такой,
как
стиль теперешних цыган, ко-
торые у нас работают. Они яр-
кие, красочные, у них очень дорогие и красивые костюмы,
но.
.. Но я все это, конечно, направила бы немножко по дру-
гому пути.
"А М ",
Ну хорошо, а как бы вы сопоставили то, что дела-
ли всю свою жизнь, с сегодняшним творчеством молодых
популярных артистов? Вы ведь тоже принадлежали и при-
надлежите эстраде?
А. Б.
Это каверзный вопрос, потому что от того, что я
слышу сегодня, я дурею. Буквально дурею. О т идиотских
текстов. От бесконечно повторяющихся фраз — и от музы-
кальных, и от фраз, которые они произносят. Я сейчас об
этом говорю,— а у меня перед глазами их фигуры. Эти раз-
детые плечи, разбросанные кошмарные одежды. Н у хоть бы
немножко пластикой занялись. Разве можно вот так, каблу-
ком кверху, делать всякие антраша — ведь это очень урод-
ливо. Если уж ты бросился в пляс и пляшешь под этот су-
масшедший ритм — так сделай это с какой-то грацией.
..
Видно, господам, как их там, продюсерам нравится именно
такое. Но мне они не нравятся.
"А М ".
Не секрет, что многие молодые люди не считают
русский романс или русскую песню достойными внимания.
Что бы вы могли сказать таким людям?
А. Б.
Я могу их только пожалеть. Потому что романс —
это красота, романс — это искренность, романс — это лю-
бовь, романс — это действительно целая картина. И приро-
ды, и человеческих чувств. Такие романсы, как “Вернись.
..”,
очаровательный романс “Темнеет дорога” Вертинского.
..
Ты, наверное, даже и не слышал?.
. И много, много других.
“Я Вас обратно не позову”— такой романс, с потрясающим
текстом. И музыкой. В том-то и дело, что в русском роман-
се красота мелодии сочетается с красотой слова. Это то, че-
го я не вижу и не чувствую в чужих песнях и романсах.
"А М ".
Как вы считаете, отличаются традиции западной
эстрадной песни от традиций русской эстрады?
А. Б.
Отличие огромное. Невероятно далеки одна от дру-
гой. Безусловно, в советской эстраде было много очарова-
ния. Прекрасные тексты, красивые мелодии, хорошие ис-
полнители — Шульженко, Кристаллинская, Гурченко, я
уже не говорю о Нани Брегвадзе, еще можно назвать много
ярких имен. Один Дунаевский чего стоит. Дунаевский
столько дал эстрадным певцам.
.. Это был великолепный
композитор, трепетный музыкант, изумительно схватыва-
ющий именно те нотки, те мелодии, которые ложились на
сердца юных москвичей и вообще, русских людей. А его чу-
десные фильмы.
.. Я их всегда
смотрю и слушаю с удо-
вольствием. Западная эст-
рада — совсем другое. Н и-
каких общих корней нет.
"А М ".
Как же появи-
лась музыка Дунаевского?
Ведь
особых эстрадных
традиций у нас не было?
А.
Б.
Музыка Дунаев-
ского появилась так, как
загорается костер.
.. Он по-
пробовал одну, две, три
мелодии — вышли вещи
необыкновенной красоты,
которые моментально его,
так сказать, бросили на
публику. Его сразу полю-
били, оценили.
.. Я по сей
день горюю о том, что это-
го человека больше нет.
"А М ".
М ежду тем,
на
мой взгляд, он писал песни вполне в духе традиций фран-
цузской или американской эстрады?
А. Б.
Нет, что ты! Безусловно, отличие огромное. Вот ты
себе представляешь, чтобы в Париже пели “Синий плато-
чек” или вальсики в таком духе? Ведь русские очень любят
вальсы. Французы тоже от вальса никогда не отказывались,
но французский вальс — это нечто совершенно иное. Абсо-
лютно они непохожи, хоть и те же ноты, тот же ритм. В Рос-
сии того времени, о котором ты говоришь, в Советском
Союзе, тоже были очень хорошие песни, но совершенно не
похожие на те, которые пели французы. Я говорю о Фран-
ции, потому что Франция для меня — это страна отчасти
родная. Сколько бы я ни прожила в других городах и стра-
нах, Францию я, конечно, ставлю очень высоко.
Еще была песня, ее пел такой певец, не совсем голоси-
стый — “Не кочегары мы, не плотники.
..”. Песня с очаро-
вательными, по-моему, и мелодией, и текстом. Чудесная
песня, и я хочу привести в пример другую песню, француз-
скую, тоже как бы людей “низшего класса”— мещан, рабо-
чих, кочегаров, не знаю.
.. Ив Монтан тогда представил
свою “Песню шофера", которая тоже была великолепна.
“До чего коварна дорога. Ты катишь всю ночь, и если хоть
на минуту закроешь глаза, это может быть твоим концом”.
Песня эта, наверное, представляет столь же высокую цен-
2/2000 АуциоМагазин 109
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст