^ гостиная "ф онограф "
Франции или СШ А. Ситуация начала меняться к лучшему
только в середине 80-х.
Первые пластинки Баяновой были записаны в Румынии;
попав в СССР, они стали настоящим откровением для по-
клонников русского романса и русской песни. А первые вы-
ступления в СССР, состоявшиеся в 1985 году, окончательно
утвердили статус Аллы Баяновой. Стало ясно, что долгие
десятилетия почти рядом с нами жила поистине великая
русская певица. Ее талант столь самобытен п ярок, что не
нуждается в сравнениях. Напротив, многих советских ар-
тистов можно сравнивать с ней. “Баянова — представитель
иного культурного мира, мира наших грез, на ней
печать русского аристократизма, что так долго в
нашей стране считалось недостатком.
..”— писала
тогда постперестроечная пресса. И наша эстра-
да, добавим от себя, этот “недостаток” столь упорно
выкорчевывала, что традиция аутентичного испол-
нения русского романса претерпела значительные
изменения еще в 30-е годы, а вскоре и полностью
была утрачена.
После 1985 года в СС СР вышло две пластинки певицы и
состоялось еще несколько гастрольных выступлений. На-
конец в 1990 году Алла Баянова решает вернуться в Рос-
сию. “Боже, как я рада, что сделала это”,— говорит она на
каждом своем выступлении. Не будем забывать, что у нее
не было тогда ни денег, ни связей, ни особой популярности.
Пластинки пластинками, но известным артиста делают все
же концерты, радио и телевидение. Впрочем, будущее, ко-
торое представлялось таким туманным, оказалось почти
безоблачным. Без всякой рекламы или иной раскрутки она
ежегодно давала десятки концертов но всей России при
полных аншлагах и несмолкаемых овациях. Она получила
все, о чем только могла мечтать,— и эго в смутное время пе-
рестройки, время новых ритмов и новых вкусов.
Мне довелось не один раз побывать в гостях у Аллы Н и-
колаевны и пообщаться с ней. Сложно передать ощущение
от этих встреч. Во время разговора, вспомнив ту или иную
мелодию, она способна неожиданно пропеть две-три строч-
ки, обращаясь лично к тебе,— и они вдруг проникают в са-
мое сердце.
.. Баянова эго умеет и с грустью замечает: “У ме-
ня нет учеников. Не вижу никого, кому я могла бы передать
свое искусство, свое умение. Хотя просят об этом многие.
..”
Впрочем, можно ли передать талант?
Короткое интервью с Баяновой было записано в январе
2000 года. Алла Николаевна была не совсем здорова, но все
же согласилась ответить на несколько вопросов. В первую
очередь о новом альбоме.
"А М ".
Насколько я понимаю, у вас не было новых запи-
сей с начала 90-х годов. Как это получилось?
А. Б.
Это началось еще с
“Мелодии”. Я всегда была
готова к новой работе. Но
очень трудно
преодолеть
те.
.. как бы это сказать.
..
сложности,
которые
все
время возникали на моем
пути. То у них чего-то нет,
то студия занята.
.. Всегда
мешали какие-то мелочи.
Я имела дело не только с
“Мелодией”, я говорила и с
Сухорадо, предлагала ему
новые вещи или старые пе-
ределанные, но ответ был
всегда одинаков. У них веч-
но чего-то не хватает. И меня
это начало раздражать.
.. Самое удивительное:
когда я приехала в Россию, записывала пер-
вые диски, был настоящий бум. Приходили
люди отовсюду, из всех комнат студии, они
стояли, слушали, восторгались: “Ах, какие
песни!”, “Ах, какое исполнение!”. А я думала
себе: “Но что же дальше-то.
..” Но записали,
записали все-таки, достаточно для моей ду-
ши. Все эти диски у меня есть, можно их по-
смотреть.
..
"А М ".
Как бы там ни было, ваш новый аль-
бом “Лети, моя песня” все-таки вышел. Какие
песни из него вам особенно дороги?
А. Б.
Собственно говоря, мне дороги все.
Всё, что я собрала для этого диска, я собрала с
особым вниманием и любовью. И действи-
тельно репертуар получился совершенно нео-
бычный. Я же записала на пяти языках вещи,
которые никто никогда не слышал. Например,
старинное “Греческое танго”. Помню, мне было тринадцать
лет, когда я услышала его впервые. Потом, я очень люблю
“Колокола”, которые я немножко изменила. Я взяла немец-
кую песню “Колокола” и вплела ее в “Вечерний звон”, в наш
русский “Вечерний звон”, который считался молитвой у
белых, у беженцев тогдашнего времени. Это было действи-
тельно как молитва. Когда несколько человек встречались и
выпивали по рюмочке, тонули в воспоминаниях прошлого,
то кончалось это, конечно, “Вечерним звоном”. И у всех сто-
яли слезы на глазах.
.. Мне особенно дорога эта песня, пото-
му что это была первая песня, которую я спела на публике,
в переполненном ресторане “Казбек”. Я об этом подробно
написала в книге, так что повторяться не буду. Это действи-
тельно бессмертная мелодия, бессмертная вещь, и я к ней
отношусь очень бережно. Когда я увидела певцов и танцо-
ров, отплясывающих рок иод “Вечерний звон”, мне было
обидно.
"А М ".
Михаил Аптекман (фортепиано, аранжировки)
как-то участвовал в отборе песен?
108 АудиоМагазин 2/2000
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 2000 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст