д о м а ш н и й кинотеатр
^
“(ВС. За экраном традиционно разме-
щаются левый, правый п центральный
громкоговорители, спереди слева —
три секции сабвуферов “КС8-218Л".
Окружающим звуком занимаются во-
семь двухполосных АС “КСЯ Я В-10" в
партере и еще четыре на балконе.
Субъективно, звук в “Кристалл-
Паласе” очень неплохой и достаточно
напоминает тот, что я слышал в стан-
дартных американских мультиплек-
сах, за исключением одной особенно-
сти. Звучание окружающих каналов
явно смещено вверх, н большинство
“тыловых”, как мы выражаемся, гово-
ря о домашних комплектах, звуков па-
рят где-то под потолком. На “Титани-
ке”, например, создавалось ощущение,
что все зрители давно уже утонули
II
прислушиваются к диалогам со дна
Атлантики. В подтверждение этим на-
блюдениям выяснилось, что искушен-
ные зрители, включая даже директора
кинотеатра, предпочитают места на
балконе, с правой стороны, находя эту
область зала самой динамичной п ин-
тересной но звучанию. Та же картина
наблюдалась и на “Звездных войнах”.
1
1
апом
1
ио, что оба фильма —
дублиро-
ваны, “Мумия" с субтитрами звучала
гораздо лучше. (Это чисто субъектив-
ные впечатления и ни в коем случае не
утверждение, что дубляж непременно
должен что-то испортить, тем более
что сведение русскоязычной версии
“Звездных войн" делалось на студиях
Лукаса в Штатах.)
На следующий день я отправился в
“Аврору” и услышал совершенно дру-
гое звучание. Зат был живым и даже
слишком. “Сибирский цирюльник"
грохотал так, что все “Армагеддоны" и
“Дни независимости”, виденные преж-
де. казались мышиной возней, причем
особенно сокрушительное акустиче-
ское воздействие произвел стук лоша-
диных копыт в сенях у каторжника
Меньшикова. Весь звуковой ряд этого
эпизода, когда в напряженной тишине
вот-вот должно произойти убийство,
состоит из акустических шоков: вне-
запный скрин двери, грохот упавшего
яблока, мгновенный скрежет сорван-
ного со стены серна
и эго гипертро-
фированное звучание производит го-
раздо большее впечатление, чем взры-
вы планет п рев ракетных двигателей.
Потому что звук больше, а не меньше
реального.
Звучание зала “Авроры” поправи-
лось мне больше, но все же под этими
копытами и серпами погибли послед-
ние надежды найти хоть сколько-ни-
будь эталонный кинозал, поэтому ре-
шено было отправиться за советом к
профессиональным инсталляторам и
настройщикам киноаппаратуры, в ки-
нокомпанию “Нева-1", которая, собст-
венно, и занималась оборудованием
“Авроры”.
Задача профессиональной много-
канальной стереофонии,
веско начал
технический директор кинокомпании
Алексей Шульга,—
организовать в ки-
нозале такое же качество звучания, как
в студии, где проводилась запись. То
есть, на Западе стараются привести
студии и кинотеатры к единому номи-
налу, с одинаково жесткими требова-
• пнями. Если кинотеатр приведен к
данным стандартам, значит, зритель
услышит го, что было записано в сту-
дни. Это основной принцип.
Это требования ТНХ?
Для комфортного воспроизведе-
ния и прослушивания сертификация
ТНХ
совершенно
не обязательна.
ТНХ —
это прежде всего американ-
ская штука, в Англин, например, я ни
в кинотеатрах, ни в студиях логотипа
“ТНХ approved” не видел. В профес-
сиональной звукотехнике (при вос-
произведении) существует условное
разделение на канал А и канал Б. Ка-
нал А —
это тракт воспроизведения
звука без привязки к конкретному по-
мещению прослушивания. В него вхо-
дят ридер кинопроектора, декодеры,
цени
коррекции,
предварительные
усилители и другие устройства, рас-
положенные до регулятора громкости,
точнее, до эквалайзера. Канал Б - это
эквалайзеры, кроссоверы, акустиче-
ская атмосфера помещения, громкого-
ворители, вся цепочка до человеческо-
го уха. Ч то касается процессора, то од-
на его половина работает па канат А.
а другая
на канал Б. “Dolby La-
boratories”—
создатели канала А. то
есть системы кодировки, расположе-
ния дорожек на пленке и т. д. “Lu-
casFilm ТНХ”—
авторы требований к
каналу Б, к заэкранным и окружным
громкоговорителям, сабвуферам,
к
времени реверберации зала, к акусти-
ческой прозрачности экрана и даже к
его освещенности. Свое собственное
“железо” они не выпускают, за исклю-
чением одной
модели
кроссовера.
Скажу честно, это не лучший кроссо-
вер. Но. чтобы получить сертификат
ТНХ, его нужно купить.
Вернемся к “Авроре", какая аппа-
ратура там работает?
Все акустические системы
фир-
мы “JBE', стандартной кинотеатраль-
ной
серии,
которые используются
почти во всех студиях н кинотеатрах.
Расположение
стандартное:
три
громкоговорителя “JBL 4675C-4LF”,
левый, правый и центральный, нахо-
дятся за экраном.
“JBL 4675С”—
двухполосные АС с двухканальным
усилением и ВЧ-головкой. нагружен-
ной на бпрадиальный рупор. НЧ-сек-
цня
4 Ом, ВЧ —
8 Ом.
- Я слышал, что для панорамных
залов с очень большими экранами
иногда ставятся дополнительные ле-
вый и правый динамики.
Ни в коем случае. Просто есть
восьмпканальпаи
система
SDDS
(Sony Dynamic Digital Sound), разра-
ботанная компанией “Sony” в проти-
вовес системам "Dolby”. Основные
принципы работы аналогичны "Dolby
Stereo Digital". Считывание фоно-
граммы осуществляется специальным
цифровым рпдером с края киноплен-
ки,
где
расположена
фонограмма
SDDS. А вот расположение громкого-
ворителей в зале отличается от "Dolby
Stereo Digital". Всего каналов восемь:
пять за экраном (левый, полулевый,
центр, полуправый, правый), левый и
правый каналы окружения и канал
СНЧ. В России используется только
одна такая установка, в кинотеатре
“Кодак-Кнномир”, и, честно говоря, не
слишком себя оправдывает, поскольку
фильмы с фонограммой SDDS выпу-
скает только
компания
“Columbia
Tristar”, которая является подразделе-
нием “Sony Pictures”. Все остальные,
включая “XX век Фокс”, предпочита-
ют работать с системой “Dolby 5 + 1".
В “Авроре” работает система “Dolby
Stereo SR-D" (SR
spectral recor-
ding —
это тип шумопонижения, D
digital), с кодировкой AC-3. На “окру-
жение” в партере работают двенадцать
АС “JBL8340" (цепочки вдоль правой
и левой стен) п четыре таких же АС на
балконе. Канал СНЧ обеспечивают
две системы сабвуферов “JBL 4645В”,
расположенные с левой стороны за эк-
раном. Восемь усилителей мощности
“JBL МРА 600" выдают соответствен-
но по 600 Вт на каждый канал и обес-
печивают в зале суммарное звуковое
давление 113 дБ. которое является
стандартным. Плюс к этому имеется
отдельный усилитель для переводчи-
ка при показе фестивальных фильмов.
Фонограмма, считываемая с пленки
оптической головкой ридера кинопро-
ектора, поступает на цифровой и ана-
логовый к и нотсатрал ы і ы н процессор
"Dolby CP-500 D"
два канала "Dol-
by” А-тнпа и "Dolby SR" и шесть ка-
налов
“Dolby
Digital".
“CP-500”
мощная
машина,
используемая
в
большинстве кинотеатров: некоторые
изменения в кодировке “Dolby Di-
gital”, которые иногда вносятся в про-
катные копии, автоматически загру-
жаются в процессор при первом же
просмотре ленты.
1/2000 АудиоМагазин 95
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст