музыка
способны привести слушателя в со-
стояние аффектации. Вялый темп, вя-
лая мелодия, распадающаяся па бес-
связные обороты, несвежие н как бы
недооформленные, похожие на нолу-
разложившнеся эмбрионы. Та же :>мб-
риональиость есть н в битловскпх го-
лосах —
кажется, в них навечно насты-
ла подростковая ломка. Рпнго Старр п
сам не раз признавался, что зачастую
мажет мимо сетки: мало того, сетка
"первого рок-ударника мира” столь
редка и неразнообразна, что скорее
способна вогнать в дремотное отупе-
ние, чем завести. Досаднее всего то,
что Рпнго попросту гвоздит каждую
метрическую долю, и ритм вместо по-
лета подстегивающих шоковых разря-
дов превращается в ряд довольно кри-
во забитых гвоздей, отчего неминуемо
вози
11
кает торможсчі не.
В тех песнях, где к барабану прибав-
ляется фирменный бнтловскин бубен,
тормозящее действие
ритм-секции
значительно увеличивается. Бубен хо-
рош в энергичной руке, тогда он изда-
ет короткие н резвые затактовые гре-
ли, летящие к сильной доле и таким
образом подгоняющие течение време-
ни. Вяло и мерно помавающая (как у
Heath's)
рука, будто бы не отошедшая
от гашишного онемения, производит с
помощью бубна лишь сонливое кудах-
тание.
Интересно, что точно такой же, как в
“йе-йе-йе”, трехзвучный сигнал укра-
шает многие битловекие хиты, во гла-
ве с одним из самых раскрученных
опусов
“She Loves”. Что это —
при-
знак цельности языка? Но раз уж за-
шла речь о битловском музыкальном
языке,
рассмотрим
общепринятую
версию, согласно которой язык этот
необыкновенно мощно эволюциони-
ровал. К сожалению, версия была при-
нята опять-таки на манер поглощении
наркотических веществ. Всем так хо-
телось услышать в переменах, вроде
бы происходящих от диска к диску -
прежде всего в нослегастрольный пе-
риод,—
признаки настоящей серьезной
эволюции.
Самое важное, что на уровне мело-
дического мышления эволюция у ли-
верпульцев полностью отсутствует.
Вот, к примеру, редкостно концепту-
альное создание “All You Need К Love".
Ключевая фраза потрясающей смыс-
ловой емкости звучит на одной ноте
средней тесситуры исходно тусклых
бнтловскнх тенорков. При третьем по-
вторении лозунга мелодия переполза-
ет вверх на три звука, причем так лени-
во. что дальше некуда: здесь единица
перемещения
подутої і. теснсйшпй
интервал. Затем, достигнув вершины.
м ел од
11
ч ее кая линия, окончательно
обессилев, упадает в интонационную
слизь,
не поддающуюся
никакому
определению: просто что-то продол-
жает звучать, сопровождая напыщен-
ный текст.
Отвечая на вопрос об эволюции
квартета, укажем: в мелодике
Beatles
с поразительной отчетливостью про-
ступает малоприятное свойство, со-
стоящее в полном отсутствии про-
тяжения, развития. Интонационные
фигуры чаще всего объемдют не более
трех-четырех звуков, при этом всегда
зациклены
на тесных,
скованных,
“ползучих” оборотах. Подобные ходы
в большинстве состоят в барахтании
па месте, н если мелодия отваживает-
ся сдвинуться с точки исходных тре-
пыханий, то тут же увязает в очеред-
ной недалеко отстоящей луже. Мысль
лишена какого-либо подобия порыва
к охвату времени и на каждом шагу
угасает, словно пораженная столбня-
ком. Никакого сравнения с лапидар-
ными интонациями хард-рока! Там
каждая краткая интонация - как пры-
жок восторженного мускулистого по-
лузверя, единство толчка, полета и
приземлен I ш, корпускул устремлен-
ности.
Интонации
Beatles
характерны, это-
го нельзя отрицать. Но верить мифу
об их исключительной яркости не сле-
дует: опыт непредвзятого слухового
общения с коллективами, как незамет-
но существующими на нижних этажах
рок-культуры, так и весьма продвину-
тыми, показывает, что характерность
подобного уровня встречается неред-
ко, у представителей же более “тяже-
лых" течений она проявляется хотя и
крайне нерегулярно, но зато с замеча-
тельной силой.
Первый широко признанный ком-
понент эволюции Четверки
посте-
пенный прогресс в их творчестве ли-
рического начала. Лирика
“Битлов"-
нрелестно! Особенно если учесть, как
незлобивы их боевички, словно наря-
женные, на манер своих создателей,
в коротенькие пиджаки. Но пускай
“Yesterday”, “Eleanor Rigby”, “She’s
Leaving Home" и up. не так уж контра-
стируют с якобы радикальным "Тара-
рамом" (возьмите эту самую лирику,
добавьте туда всякого скрежета и тре-
ска —
если вы раскручены, как
“Бшп-
лы”,
под звуки вашего детища юные
поклонники побегут резать известных
киноактрис). Кое-где в лирике
Beatles
наблюдаются потуги продлить мело-
дическую мысль —
тем рельефнее
проступает неспособность к длемию:
неминуемая, навязчивая свернутость
отдельных отрезков мелодии сиособ-
на вызвать реакцию чуть ли не физио-
логического отторжения (вроде шеве-
лящихся кусочков дождевого червя).
А банальность пресловутой лирики!
Говорят, что “Уеьсегбау" и некоторые
песни из одной с ней обоймы расши-
рили бптловскучо аудиторию за счет
лиц зрелого и даже пожилого возра-
ста. В чем, собственно, фокус? К
1965 году ансамбль уже впаялся в
осыпающуюся штукатурку британ-
ского истеблишмента, получая госу-
дарственные награды и похвалы от
властей, включая комплименты за
“вклад в британскую экономику”. Есте-
ственно. что нашлось немало старею-
щих мисс, которые ответили “есть”
вкусовой директиве, исходящей из
почтенных кругов: а тут еще ливер-
пульцы отвалили порцию истин-
но викторианской пошлятины.
..
Второй
компонент
эволюции
группы пробитловский дарвинизм
усматривает в аранжировочиых
“находках”, на которые, начиная
с “Револьвера”, спускались бе-
шеные день-
ги. Будь у
"Бишов”
если не
специальное
образование,
то но крайней мере сколько-нибудь
воспитанный музыкальный слух, они
пролили бы немало слез сострадания
к анекдотично-жалостному и запре-
дельно фальшивому звучанию струн-
ного квартета в сопровождении собст-
венных песен. Что уж тут скажешь о
“баховскнх трубах" из мелотроиа, ук-
рашающих “Penny Lane”. Тут следует
говорить не о прогрессе, а о плачевном
симптоме
творческого
истощения:
коль скоро средства мелодики оказы-
ваются
исчерпанными, приходится
прибегать к компенсационным мерам.
Фонограмма нашпиговывается шу-
мом поддельной толпы, клаксонами,
будильниками (особенно трогатель-
но. что в “A Day In The Life" подобные
штуковины и оркестр мыслятся как
средства одного
порядка)
и
Рави
Шанкаром.
.. Средства такого рода,
если они не служат развитию неорди-
нарной. экстравагантной музыкаль-
ной мысли, выглядят как свалка вся-
кой звуковой дребедени.
Приходится признать, что к “
Бит-
лам
". в особенности к их “Сержанту
Пепперу", восходит традиция декорн-
1/2000 АудиоМагазин 91
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст