г
музыка
П
ьер Булез как-то однажды,
рассуждая о своем, француз-
ском, замети.!: ну наконец, ка-
жется. Онеггера стали играть реже; п
прибавил: я лучше пластинку
Beatles
послушаю, чем симфонию Онеггера.
II о кл он н и ки ли вер
11
у л ьс кого к на
\
>те -
та, наверное, приняли это изречение
прославленного авангардиста за ком-
плимент, отпущенный по адресу их
кумиров. Прошло время, и теперь мы
можем сказать в свою очередь: похо-
же, наконец-то увлечение “
Бипиами
"
уходит в небытие. Рецидивы битлома-
нпп принимают все более условные
формы, сводясь к повторению затвер-
женных тридцать лет назад закли-
наний. смысл которых почти совсем
улетучился. II мы можем в относи-
тельно спокойной обстановке окинуть
взглядом это занятное и поучительное
явление.
Обратимся
к
собственно
музы-
кал
ЬН Ы М ДОСТО ИИ
ст вам
и
роду кипи
Beatles.
Любопытнее всего выяснить,
чем
примечателен
материал,
на котором происходила ра-
скрутка
группы,—
первые
синглы, первый альбом, так
крепко зацепившие ауди-
торию. У Хантера Дэви-
са в “Авторизованной
биографии
«Битлз»”
читаем о “постоянных
воплях
«йе-йе-йе» нстеричных подростков
всех рас и сословий, которые даже
толком не слушали музыку.
..”. Анализ
текста “Биографии” и других свиде-
тельств в применении к наследию ли-
верпульцев помогает уяснить роль
музыкального компонента в химии
битловского эпатажа, заставлявшего
молодежь “рыдать, рваться на сцену к
своим кумирам и лишаться чувств.
..”.
Во всей песне, сопровождавшей вы-
ход группы в мир, есть один лишь ха-
рактерны!'! мотив, который, в виде не-
членораздельного вопля, вылетал из
уст ополоумевших тинейджеров. Три
ноты, три ровные длительности, три
звука нисходящей гаммы —
ничего
элементарнее попросту нс бывает на
свете. За этим мотивом тянется по-
след из вяло произнесенных, каких-то
11
ол у ос м ыс л ен
Н Ы X
об 11
к*ро к- II - ролл ь -
ных формул, столь нехарактерных,
что запомнить мело-
дию целиком можно
благодаря разве неис-
числимым
по-
втор е и и я м .
Прославлен-
ный трехзвучны и оборот
не более
чем носитель сигнальной функции в
том же смысле, в каком значением
сигналов обладают крики представи-
телей животного мира. Интонирова-
ние наших меньших братьев имеет
смысл только в определенной ситуа-
ции —
при опасности, во время брач-
ной игры и т. и. Сходство битловского
мотива с голосами природы тем более
ощутимо, что и подтекстовка по ин-
формативности вполне отвечает уров-
ню, на котором протекает общение
животных. В музыкальном контексте
столь элементарная единица может
приобрести художественное качество
только в том случае, если этот кон-
текст достаточно осмыслен и оригина-
лен, чего нельзя сказать о культовом
творении
Веаг&ч.
По наблюдению современника, ре-
ципиентам, п рш I имавшим “ йе- йе-йе”
вперемешку с амфетаминами, музыка
(то есть эстетическое впечатление)
была практически не важна. Итак,
песня просто дает сигнал к началу все-
общей истерии, эффективный и же-
ланный в определенных коммуника-
тивных условиях, производит на тол-
пы жаждущих впасть в буйную одурь
действие выстрела из стартового пи-
столета. Повторимся, вне этих ус-
ловий сигнал не мог бы срабо-
тать: ни в музыке песни, ни в ее
исполнении нет энергетическо-
го посыла, нет заводки, которые
самостоятельно, без ситуатив-
ного костыля, были бы
О п ы т м у з ы к а л ь н о й э н т о м о л о г и и
90 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст