новости
О джиттере
Раньше ассортимент выпускаемых
фирмой
проигрывателей
компакт-
дисков был велик. Теперь их место
должны занять проигрыватели DVD, с
которыми аудиомонахи традиционно
связывают возникающие у них недоб-
рые чувства, вызванные паршивым
качеством звучания этих источников.
Давайте разберемся, откуда берутся
такие чувства. А заодно снова погово-
рим о джиттере, благо нашлось нема-
ло новых поводов вспомнить о нем.
Итак, джиттер - это нарушение по-
стоянной скорости потока звукодан-
ных, поступающих в ЦАП, а вовсе не
“колебания тактовых импульсов" сиг-
нала, несущего эти звукоданные. Ко-
лебания,
возникающие
вследствие
плохих радиочастотных характери-
стик цифрового тракта,— лишь одна
из причин возникновения джиттера. С
ними давно научились эффективно
бороться как при помощи точных ра-
диочастотных устройств (приемников
11
передатч
11
ков- кон верторов с и спадов
с разных шин из одного формата в
другой), так и путем введения в циф-
ровой тракт промежуточных схем вы-
борки-хранения данных. Схемы снаб-
жены
собственными
генераторами
тактовой частоты и буферами FIFO,
что обеспечивает поступление данных
в цифровой фильтр-ЦАП с почти по-
стоянной скоростью. Аудномонахн
стали спать спокойно.
Года три-четыре назад их мирный
сон был нарушен, когда вошли в моду
CD-R-рекордеры, а вместе с ними по-
явилась новая, неслыханная доселе
разновидность проклятого джиттера.
Суть ее состоит в том. что на жестких
дисках данные записываются блоками
по 512 байт, на дисках CD-ROM и не-
которых магнитооптических дисках —
но 2048 байт, а на аудиокомпактах -
по 2352 байт. Кроме того, и на жест-
ком диске, п на диске CD-ROM между
секторами, состоящими из нескольких
таких блоков, записываются метки,
необходимые для моментального до-
ступа к тому или иному блоку данных.
Для аудиокомпакт-диска это совер-
шенно не нужно. Для записи аудио-
компакта необходимы два условия:
чтобы рекордер писал данные блока-
ми но 2352 байт и чтобы не делил их
на сектора и не шлепал метки. Рекор-
дер, как известно, управляется кон-
троллером. поставляющим ему как
данные, которые он пишет, так и ди-
рективы относительно того, как эти
данные следует “расфасовывать" при
записи на диск. Джиттер, возникаю-
щий вследствие ошибок формирова-
ния данных для записи, практически
не лечится схемами выборки-хране-
ния, поскольку целостность потока
звукоданных и его скорость не нару-
шаются, просто проигрыватель начи-
нает читать вместе со звукоданными
и записанное между ними. Большин-
ство проблем такого рода возникает
при работе со старыми накопителями
CD-ROM, неспособными корректно
читать аудиокомпакты, с рекордерами
па шине IDE, неспособными их тол-
ком писать и штампующими метки
между исправно сформированными
блоками по 2352 байт, а также из-за
ошибок, возникающих в некоторых
контроллерах IDE, к которым под-
соединены рекордеры либо жест-
кие диски, откуда считываются
данные. Я никогда не любил IDE,
и такого рода проблема у меня
возникала лишь пару раз —
ко-
гда файл для промежуточного
хранения
записываемых
на
диск данных располагался на
жестком диске, подключен-
ном к контроллеру IDE фир-
мы “VIA Tech”. При использо-
вании этого же диска с кон-
троллером фирмы “Intel” про-
блем практически никогда не было.
В ходе проведенного мною рассле-
дования выяснилось, что свойства
контроллера IDE “VIA Tech” непра-
вильно определяются древним про-
граммным обеспечением, входящим в
комплект пакета “Easy CD Pro 95”
v. 2.1.050 тех времен, когда кроме “In-
tel" и “SYS” никто контроллеров IDE
не выпускал. Я написал письмо в ком-
панию “Adaptec” и выяснил, что по-
следние
версии
пакета
“Easy
CD
Creator" свободны от ошибок при ра-
боте с контроллерами фирмы “VIA”,
однако, но их же собственному при-
знанию, большую надежность гаран-
тируют контроллеры только шины
SCSI всех крупных производителей
с ми крои рограм м иым обеспечеі тем,
выпущенным позже мая 1997 года. Я
полностью избавился от
IDE-уст-
ройств в своей системе, заменив жест-
кий диск “Conner” на “Барракуду”, и
теперь, когда у меня в качестве источ-
ников служат два жестких диска и
CD-ROM, “сидящие” на шине SCSI,
проблемы ушли в прошлое. А вот у на-
шего читателя Олега Обухова, “счаст-
ливого” обладателя CD-R-рекорде-
ра фирмы “Mitsumi”, эти проблемы
имеются
в товарных
количествах.
Мне жаль, но избавление от IDE-уст-
ройств - это все, что я могу предло-
жить. Подумайте и над тем, что шина
SCSI обладает куда лучшей помехоза-
щищенностью, а контроллеры SCSI
фирм “Adaptec”, “Tekram” и “Mylex”
оснащены схема-
ми подавления помех, в то время как
шины IDE, как правило, сильно за-
шумлены. По поводу того, как писать
аудиокомпакты, опубликовано мно-
жество всякой мути, где содержатся
в основном рекомендации, как их про-
тирать тряпочкой и т. д., но ни сло-
ва не говорится о джиттере. Это не-
правильно. Тем, кто испытывает про-
блемы с записью аудиокомпактов, я
рекомендую обратиться к Энди Мак-
Фейдену, большому специалисту в
этой области (www.ladden.com). Там
вы найдете ссылки на производителей
ряда программок для диагностики
джиттера этого рода.
Все вышеизложенное рассказано
мною не только потому, что подвер-
нулся повод поговорить о джиггере,
ибо тот его вид, с которым сталкива-
ются “DVD-сты”. но сути очень близок
к описанному и также не поддается
лечению посредством схем выборки-
хранения. Дело в том, что в проигры-
вателях DVD изначально применен
коротковолновый лазер с куда мень-
шим диаметром светового пучка, не-
жели тот, который выдают инфра-
красные
лазеры
с
длиной
волны
780 820 им, применяемые в проигры-
вателях компакт-дисков. При проиг-
рывании аудиокомпактов па DVD-
аппаратуре они вращаются с той же
1/2000 АудиоМагазин 87
предыдущая страница 88 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 90 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст