а у д и о к л у б
М . П.
Вот именно.
..
Э. М .
...так вот, если вы переводите
эти записи в однобитовый формат
DSD, то, во-первых, в вашем распоря-
жении достаточно емкости для хране-
ния и, во-вторых, вы можете конвер-
гирован. эти записи в любой другой
формат, в частности в II КМ 96/24. То
есть DSD прежде всего
очень гиб-
кая технология. Не забывайте, что лю-
бой из нынешних аналого-цифровых
преобразователей начинается с дель-
та-модулятора. Затем сигнал DSD
(однобитовая
последовательность)
проходит через дискретизатор или де-
цпмирующий интерполятор п превра-
щается в ИКМ. иначе говоря, аудио-
сигнал начинает свое существование в
цифровом мире как однобитовый.
М . П.
Поэтому новый формат есте-
ствен прежде всего по своей природе.
Э. М .
Совершенно верно. Теперь в
вашем тракте однобитовый сигнал с
АЦП идет прямо на носитель, то есть
на жесткий диск или магнитооптику.
II обратное преобразование из цифры
и аналог тоже упрощается, поскольку
не требуется конверсия из ИКМ в
битстрпм. И большинство современ-
ных ЦАПов в гой или иной степени
однобитовые. Иными словами, мы
просто исключаем участок ИКМ.
М . П.
Значит, DSD проще, потому
что вы не преобразуете сигнал в ИКМ
с
использованием децимпреющего
цифрового фильтра. Вы просто убра-
ли все лишнее.
Э. М .
Да, именно так.
М . П.
Пока одни совершенствуют и
продвигают стандарт ИКМ 96/24, кото-
рый. по сути дела, представляет собой
немного "ускоренный” вариант 44,1.
..
Э. М .
Точно.
м. п.
...появляетесь вы. ребята, с
абсолютно противоположным подхо-
дом и говорите: “Забудьте ИКМ. Есть
кое-что получше”.
Э. М .
Нуда.
М . П.
Я тоже считаю, что DSD луч-
ше, и у меня есть свои аргументы. Рас-
скажите. а вы почему уверены в пре-
восходстве DSD?
Э. М .
Преобразование аналогового
сигнала в ИКМ противоестественно, а
в однобитовую последовательность
напротив, соответствует природе ве-
щей. При любом способе оцифровки
что-то теряется. 11ужпо выбрать фор-
мат с наименьшими потерями, формат,
н а
11
бол ее р< >дст венный a
11
ал о го вом у
сигналу, н при сравнении с ИКМ DSD
обнаруживает свое преимущество.
Рассмотрим одну из проблем ИКМ.
Что происходит в точке перехода че-
рез нулевой уровень? Все биты меня-
ются на противоположные. Известно,
что. когда неожиданно все 23 бита од-
новременно меняют свои значения с
нулей на единицы, в источнике пита-
ния происходит шумовой всплеск.
Следовательно,
необходима
очень
действенная коррекция ошибок, пото-
му что, если знаковый бит примет не-
верное значение, положительный сиг-
нал будет воспринят как отрицатель-
ный.
...Разрешающаяспособность ИКМ в
точке перехода через ноль минималь-
ная, а у DSD
максимальная. Факти-
чески свойства DSD сродни особен-
ностям слухового восприятия. Наш
слух чувствителен в основном к изме-
нению скорости. 11змененне скорости
максимально, когда синусоида прохо-
дит через ноль. Здесь п нужно быть
особенно внимательным. Вся индуст-
рия high end
это сплошной класс А,
класс Л, класс А.
.. Старые транзистор-
ные усилители с искажениями в точке
перехода через ноль никогда толком
нс звучали.
М . П.
Потому что ухо наиболее чув-
ствительно к этому переходу?
Э.
М .
Да. максимальная скорость
означает и максимальную интенсив-
ность —
момент, который мы слышим
особенно остро. Посмотрим теперь на
сигнал
ИКМ. когда он пересекает
ноль. В этот момент его разрешающая
способность - ноль бит. Единствен-
ное оставшееся разрешение
это под-
мешиваемый псевдослучайный шум
(dither). Скажем, у вас 16-разрядиая
система н один бит подмешивается.
Уровень собственного шума этой си-
стемы квантуется одним разрядом, по-
этому, когда
вы ставите запись с
большим разрешением или пользуе-
тесь ЦАПом с большим разрешением,
кажется, что звучание улучшается,—
и, быть может, так оно п есть, но ос-
новная причина этого улучшения, па
мой взгляд, заключается в том, что
собственный шум квантуется боль-
шим числом разрядов.
М . П.
Это происходит в момент пе-
рехода через ноль.
Э. М .
II в окрестностях этой точки.
Ведь мы знаем, что при снижении
уровня сигнала теряется один разряд
на каждые шесть децибел.
М . П.
Правильно.
Э. М .
Поэтому, делая цифровую за-
пись, вы стараетесь добиться макси-
мальной привязки к уровню ноль де-
цибел. А типичный микрофонный
усилитель имеет эквивалентный вход-
ной шум около -130 дБ, так?
М . П.
Так.
Э. М .
Когда мы имеем коэффициент
усиления, скажем, 40 дБ (это типич-
ная величина), уровень шума повыша-
ется до
90 дБ. Теперь этот шум пода-
ется на 16-разрядный АЦП. который
квантует шум одним или двумя разря-
дами. Так?
М . П.
Так.
Э. М .
Значит, длина кодового слова
для шума составляет один-два разря-
да.
Теперь
возьмем
20-разрядиый
АЦП. Неожиданно мы попадаем в ту
же ситуацию, с тем же уровнем собст-
венного шума, за исключением того,
что он кван туется иятыо-шестыо раз-
рядами и так далее. Я называю это
“биты, которые танцуют”.
М . П.
Танцующие биты.
Э. М .
Вот и получается, что там. где
нужно разрешение, бит для него не
остается.
М . П.
А с DSD эти проблемы устра-
няются.
Э. М .
Да. Поэтому я называю DSD
более натуральным, или минималь-
ным, методом преобразования.
М . П.
ИКМ в сознании людей пред-
ставляется абсолютным решением, и
многие говорят, что ничего лучше
просто невозможно придумать.
Э. М .
Да, многие. Но проблема в
том, что все одержимы стремлением к
абсолюту, совершенно забывая при
этом, что человеческие рецепторы го-
раздо
острее
чувствуют
различие,
дельту, а не абсолют, и наше слуховое
восприятие тому пример3. Это в неко-
тором роде философский вопрос, где
ИКМ - абсолютная машина, a DSD -
относительная. Причем последняя для
людей гораздо полезнее, и я уверен,
что состояние человеческого здоровья,
в общем, было бы гораздо лучше, если
бы 11
КМ вообще не существовало.
М . П.
Почему собственно?
Э. М .
Потому что ИКМ на подсоз-
нательном уровне вызывает раздраже-
ние. что негативно сказывается на
психике и. уж конечно, мешает воспри-
ятию музыки. И если мы считаем, что
музыка должна доставлять удовольст-
вие и снимать стресс, то звучание ком-
пакт-диска (с IIКМ) явно уступает
звучанию старой аналоговой техники.
М . П.
Вероятно, это одна из причин
того, что уровень продаж носителей
фонограмм продолжает падать?
Э. М .
Возможно. Ну и кроме того,
настроения сейчас не те, что были в
60-х - 70-х годах. Очень многие жалу-
дискуссии но поводу субъект!Iиной .жепер-
ствсниос. что эксперт может сделать до-
статочно адекватно,
.по сравнить звучание двух
компонентов, комплектов,
K ilO tV lfii II V.
д. друг с дру-
гом при равных условиях. Все. Как то.н
ются |ккгужления об .»талонах
Прим.
82 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст