^
испы тательны й стенд
Рис. 1. Построение квазитрехполосной АС.
Вариант принципиальной схемы (а)
и АЧХ фильтров (б)
ловки, на средних —
только одна из
них, а на высоких - третья. Важен ре-
зультат: звуковых изъянов, связанных
с направленностью излучения, я не
заметил.
Преимущества классического фрон-
тального размещения отверстия фа-
зоинвертора неочевидны. В этом слу-
чае легко получить ровную АЧХ па
низких частотах даже при не совсем
удачном размещении АС в помеще-
нии. Но отверстие фазоинвертора из-
лучает не только низкочастотные сиг-
налы, есть и среднечастотные состав-
ляющие. создаваемые шумом воздуха
в трубе фазоинвертора и в корпусе,
шорохами проводов внутренней про-
водки н прочими призвуками.
Когда отверстие расположено сзади,
эти лишние среднечастотные состав-
ляющие оказы ваютея подавлені і ым
11
,
но при этом нарушается изохрон-
ность излучения сигналов разных ча-
стот. То есть, нзлучаютея-то они диф-
фузором одновременно, по сигналы
от тыльной его стороны, проходящие
через отверстия фазоинвертора, ока-
зываются заметно задержанными. На
первый взгляд, в акустической систе-
ме с двумя трубами фазоинвертора
(спереди и сзади) присутствуют толь-
ко недостатки: и трудности с АЧХ, н
шумы изнутри АС. Но почему тогда в
"ГіТБ-?" все сделано именно так? Точ-
ного ответа я не знаю. И сколь-нибудь
вразумительных предположении то-
же пет. Разве что посредс твом такого
размещения
труб
(фазоинвертора
можно немного ослабить реактивное
воздействие на корпус. D результате
уменьшается вибрация АС, что поло-
жительно сказывается на звучании.
Я с осторожностью отношусь ко
всяким новациям в конструкции АС,
начинаю искать недостатки, одним сло-
вом. придираться. Но в звуке “RTS-7”
я не обнаружил ожидаемых изъянов.
Возможно потому, что корпус “RTS-7”
имеет трапецеидальную форму.
В
этом случае внутри корпуса практиче-
ски нет стоячих волн, которые обыч-
но вызывают появление призвуков.
Быть может, помог загадочный подвес
“NBR/SBR Woofer Suspension", ис-
пользованный в 114-головках? Или
с казал ось уменьшение реактивной
вибрации корпуса? Так или иначе, но
разработчикам удалось справиться с
трудностями. Звучание “RTS-7” за-
служивает самых теплых слов. Разу-
меется, если АС правильно установ-
лены. Без шипов звука нет: вялый,
дряблый
бас,
размытая
середина.
Жалко, конечно, царапать паркет ши-
пами. Чего только я не делал в поис-
ках способов защиты паркета от ост-
рых шипов! И нашел решение. С по-
мощью журнала. Сказать точнее, на-
шел журнал, подложив который под
шипы, я получил хороший звук. Жур-
нал, кстати, оказался посвященным
звуковой тематике, а я ведь перепро-
бовал больше десятка, самых разных.
I I звук нормальный, и паркет цел. По-
чему-то “AM” для этой цели оказался
абсолютно непригоден, его можно
только читать.
Если же вернуться к акустическим
системам “RTS-7”, то звук их можно
охарактеризовать одним словом: рав-
новесный. 11 тональный баланс, и глу-
бина, п ширина стереопанорамы -
все на месте.
Э ко н о м и ка
Не раз говорилось, что звук опреде-
ляется не только качеством акус тиче-
ских систем, надо принимать во вни-
мание и остальные компоненты зву-
кового тракта.
В этой серии испытаний в качестве
уснлителя
выступал
С D-ресивер
“Onkyo FR-435". Можно, конечно, ос-
паривать правомерность использова-
ния для оценки качества АС бюджет-
ного ресивера, есть сторонники брать
для этой цели потолочные модели
усилителей. Конечно, с лучшим уси-
лителем АС будут звучать лучше, но
слабо
верится,
что
к
усилителю
“Krell" за $5000 будут куплены АС за
$600. В одну систему скорее всего по-
падут компоненты из близких цено-
вых групп. Так что “RTS-7"
весьма
вероятный партнер для “Onkyo FR-
435”. Вот так, незаметно, мы и добра-
лись еще до одного важного вопроса.
Качество звука, обеспечиваемое си-
стемой воспроизведения, ограничено
всеми элементами этой системы: ис-
ходный сигнал, носитель, устройство
воспроизведения, усилитель и аку-
стические системы. Можно приобре-
сти замечательную аппаратуру, но не
останется денег на хорошие диски.
Можно поступить наоборот: потра-
тить деньги на диски, сэкономив на
аппаратуре. Интуитивно понятно, что
и в том и в другом случае истинного
удовольствия вы не получите.
Как же рационально распределить
ресурсы?
По моим наблюдениям, качество
диска (и содержание, н чисто техни-
ческое качество) вполне определен-
ным образом зависит от его цены (см.
рис. 2). Если вы предполагаете со-
брать фонотеку из сотни
хороших
ди-
сков, то будьте готовы потратить на
нее больше $1000. Сотня
“обычных”
ди-
сков обойдется вам примерно в $300.
Рис. 2. Зависимость качества диска от цены
Качество проигрывателя, как п лю-
бого другого аппарата, связано с его це-
ной похожей зависимостью (рис. 3).
И для аппаратов, и для дисков зави-
симость цена/качество прямая: чем
выше цена, тем выше качество. Пона-
Рис. 3. Зависимость качества проигрывателя
дисков от цены
чалу рост качества достигается легко,
но мере приближения к потенциаль-
ному пределу платить за усовершен-
ствование приходится все больше и
больше.
44 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 45 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 47 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст