сделай сам
кового сигнала в усилителе в угоду
красивому расположению элементов
(ламп, конденсаторов и т. д.) на шасси
для придания изделию привлекатель-
ного внешнего вида. В данном случае
все ответственные элементы, имею-
щие непосредственное отношение к
звуку (проходные и катодные конден-
саторы, сопротивления нагрузок и
др.), установлены с минимумом паек
навесным способом, а ближайшие к
лампам конденсаторы блока питания,
элементы организации смешения, раз-
водка накалов установлены печатным
способом на плате также вблизи от
ламп. Резисторы регулировки уровня
громкости расположены на задней на-
пели и через стержни соединены с ру-
коятками спереди. Спереди, кстати,
находятся и два тумблера: включения
сети 51 и анодного напряжения 52.
Так что при выключенном 52 работает
только накал, обеспечивая предвари-
тельный разогрев ламп для увеличе-
ния срока их службы.
В результате получился усилитель,
демонстрирующий, на мой взгляд, ту
самую вовлеченность, о которой так
много сказано в различных аудио-
фильских изданиях, к тому же имею-
щий довольно симпатичный внешний
вид и, что немаловажно, низкую себе-
стоимость.
Технические характеристики таковы:
АЧХ
Выходная мощность на 8 Ом
Разделение каналов
Чувствительность
Выходное сопротивление
Потребляемая мощность
5-53000 Гц (-3 дБ)
5 Вт (класс А)
51 дБ
0,7 В
1,8
Ом (20 Гц)
2,13 Ом (1 кГц)
3,2 Ом (20 кГц)
160 Вт
Желаю успехов в творчестве!
В заключение хочу выразить глубо-
кую благодарность всему коллективу
“ АудноМагазина”— журнала, давшего
мне в свое время правильную аудио-
ориентацию. Также надеюсь на обра т-
ную связь с читателями, которая была
бы мне интересна с точки зрения кри-
тических замечаний (нам есть чему
поучиться друг у друга).
А. Мельников, Белгород
От редакции
Рекомендации автора по поводу
применения акустических систем, име-
ющ их
широкополосные
гром кого-
ворители, с такого рода усилителями
вполне оправданы
но
нескольким
причинам. Во-первых, такие АС име-
ют
характеристику модуля полного
сопротивления без нескольких подъе-
мов и спадов на средних частотах в но-
Рис. 4. Предлагаемый вариант схемы предва-
рительного каскада и катодного повторителя
(вместо участка, выделенного зеленым
нари с. 1)
лосе пропускания, только резонанс-
ный подъем (или пару подъемов в
случае использования в качестве аку-
стического оформления фазоинверто-
ра) па низких частотах и плавный рост
сопротивления с повышением часто-
ты из-за собственной индуктивности
громкоговорителя. Такой вид кривой
полного сопротивления АС сводит к
минимуму тембральную окраску зву-
чания, которая особенно заметна при
работе усилителя, имеющего высокое
выходное сопротивление (к таковым
относится описанный выше), с АС.
для которых характерна сильная зави-
симость полного сопротивления от ча-
стоты. Так, например, обычные трех-
полосные АС имеют еще два значи-
тельных по величине и ш ироких по
частоте подъема сопротивления на ча-
стотах разделения. При этом надо за-
метить, что ухо очень чувствительно к
широкополосным аномалиям АЧХ на
средних частотах величиной даже
около одного децибела.
Во-вторых, хорошие широкополос-
ные громкоговорители способны дать
наилучшую форму переходной харак-
теристики. то есть имеют нанлучшую
реакцию на импульсное возбуждение
без традиционного для большинства
АС развала каждого импульса па не-
сколько сдвинутых во времени им-
пульсов, при этом чаще всего еще и с
противоположной начальной фазой.
Иначе говоря, диффузоры каких-то
динамиков под действием импульса
сначала идут вперед, а каких-то - на-
зад. Стоит эту реакцию на импульс
хоть раз проследить на экране осцил-
лографа. как сразу становится ясно,
что обычные акустические системы
просто обязаны передавать звук дале-
ко не так, как нам бы того хотелось.
И наконец, АС с одиночными широ-
кополосными
громкоговорителями
могут дать весьма хорошую и стабиль-
нук». несмотря на перемещение слу-
шателя в помещении, стереоиаиораму,
потенциально даже лучше, чем при
коаксиальных
громкоговорителях,
что тоже существенно.
Что касается построения собствен-
но предлагаемого вниманию читате-
лей усилителя, то д ія дальнейшего
улучшения качества звучания можно
рекомендовать вместо пальчиковых
ламп 6Н2Г1-ЕВ
октальные 6М9С
или 1579 (последние, пожалуй, пред-
почтительнее),
а
вместо
6Н 6П
6Н8С. Тогда, правда, примерно до 1 В
уменьшится чувствительность усили-
теля. Режимы и построение первых
двух каскадов придется тоже немного
изменить (см. рис. 4). Приведенный
вариант построения второго каскада
позволит исключить делитель напря-
жения
смещения
и
фильтрующий
конденсатор С4. Кроме того, возрастет
(до примерно 5 М О м ) входное сопро-
тивление повторителя.
Сопротивление регулятора громко-
сти
желательно сделать возможно
меньшим. Обычно чем ниже номинал,
тем лучше качество звучания. Н и -
ж ний
предел
здесь
определяется
нагрузочной способностью предвари-
тельного усилителя. Во всяком слу-
чае, желательная величина составляет
10-22 кОм.
Ш у н ти ровать
электродитические
конденсаторы другими, значительно
меньшей емкости, вообще говоря, не
рекомендуется. Предпочтительнее при-
менить только электролитический кон-
денсатор, но возможно более высокого
качества. Безусловно лучше всех дру-
гих звучат конденсаторы серии “ Black
Gate". Если же это — недостижимая
мечта, то во всяком случае надо иметь
в виду, что обычно при сохранении но-
минала емкости и напряжения чем
больше удельная емкость конденсато-
ра. то есть чем меньше его габариты,
тем хуже будет звучание. Сказанное
относится и к конденсаторам в пенях
электропитания. Еще одно. Вместо за-
параллеливания С8 и CIO, С9 и СП
лучше использовать по одному кон-
денсатору большей емкости.
Автор не указал номинальные рабо-
чие токи дросселей питания. Так вот,
/. 1
должен быть рассчитан на ток 0,1 А.
a
L2
и Z.3 - на 0.2 А.
Нелишне напомнить читателям, что
качество звучания усилителя будет
заметно зависеть от типов используе-
мых резисторов, конденсаторов, про-
водов. разъемов и даже ирнноя. И, ра-
зумеется, от конструктивного выпол-
нения усилителя.
С. Куннловский
1/2000 АуииоМагазин
159
предыдущая страница 160 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 162 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст