почта
магическому аппарату. К сожалению
(особенно этим грешит В. Зуев), по-
добные материалы иногда напомина-
ют но сути декларации магов бе-
лой,/черноіі магии либо выступления,
рекламирующие нетрадиционные спо-
собы лечения. Наука есть система-
тизированное знание, что влечет
за
собой уникальность определении и
терминов, а это в свою очередь озна-
чает, что при экскурсе, скажем, в .ма-
териаловедение нельзя
изобретать
свои определения для механических
свойств проводников; чтобы у физика
не осталось неприятного ощущения
от прочтения статьи о распростране-
нии электромагнитного поля в среде,
[не следует] пользоваться бытовыми
аналогиями и т. и. Если честно, ино-
гда просто очень нехорошие подозре-
ния закрадываются.
.. Одним словом.
Эйнштейн никогда не говорил “Все в
мире относительно", и тем более не
прибавлял при этом “старик”.
..
< „.>
Прочее
Хочу поделиться еще некоторыми
размышлениями.
При всех своих благах конкуренция
не приводит к повышению качества
продукции, и вот почему. Рынок тре-
бует кардинального сокращения сро-
ков разработки новой техники. <.
..>
Это достигается использованием спе-
циализированных микросхем без ма-
кетирования и определения реальных
операцпонных характеристи к:
і ici
юл ь-
зовапнем готовых блоков и устройств
других производителей; использова-
нием автоматизированного проекти-
рования отдельных устройств и си-
стем; широким использованием симу-
ляторов па всех стадиях разработки.
Все это [влечет за собой] снижение
среднего качества появляющихся на
рынке товаров, поскольку и сами
всио.чогател ы і ые средства разработка і
также создаются в подобных услови-
ях. Примеров таких “сырых”, но ком-
мерчески успешных изделий сейчас
уже очень много —
от матобеспечения
(“Windows”; все, что пишется в средах
быстрой разработки типа “Delphi”) до
автомобилей ("Mercedes" А-класса).
Главная причина - работа делается
людьми, не являющимися профессио-
налами в Iкаждой] конкретной обла-
сти техники.
На мой взгляд, идеология high end
на несколько .чет опередила индуст-
риальную машину, давно предложив
клиенту Iвозможность] выбирать из
большого числа заведомо качествен-
ных продуктов, имеющих конкретных
авторов и Iк тому же| построенных на
определенных принципах и в духе оп-
ределенных традиций. High end поз-
воляет покупателю как бы приоб-
щиться к самому созданию техники,
реализует (пусть иллюзорно в неко-
тором смысле) отход от общего техно-
кратического пути развития цивили-
зации и психологически предельно
оправдан как самый общин принцип
создания спроса.
А. Ломако, Харьков
Операционные усилители в УНЧ.
Вы совершенно правы —
огромная но-
менклатура выпускаемых ОУ позволя-
ет широко использовать их (именно
ОУ, а не специализированные "звуко-
вые" микросхемы) в аудиотрактах.
Среди ОУ молено найти и малошумя-
щие. и быстродействующие, и хорошо
ослабляющие синфазную помеху. Эти
качества безусловно важны и в аудио-
технике. Однако вы правы и в том, что
основная задача ОУ
иная, поэтому
не всегда удается найти прибор, удов-
летворяющий всем требованиям аудио-
техники.
Действительно, малый КГ в доволь-
но широкой полосе частот создает
благоприятные условия для высокока-
чественного усиления сигналов даже
при условии, что этот малый Кг
и
широкая полоса достигаются лишь за
счет глубочайшей ООС. Но это каса-
ется “тепличных"условий использова-
ния. например в качестве предва-
рительного усилителя напряжения
при отсутствии перегрузок по входу
и выходу, резистивной нагрузки, им-
пульсных помех (даже синфазных)
и т. п. В первых каскадах мощных
УНЧ. куда десятилетиями рекомен-
довал ставить ОУ журнал "Радио",
таких тепличных условий пет, и по-
являются проблемы, связанные с из-
лишне большим петлевым усилением
и наличием ряда его полюсов в полосе
пропускания.
Прежде всего, насколько я знаю, по-
являются участки локальной неустой-
чивости при не резне тинной нагрузке
УНЧ и нестационарном сигнале. По-
этому в современной аппаратуре lny.li
end операционные усилители в мощных
УНЧ практически не используются.
О кабелях
и я. К. К„ и мой коллега
М. А., и другие у.же писали.
Да. медь (да и другие металлы)
не идеальный проводник и не всегда
может
интерпретироваться
так
Ф
-----------------
Ф
или так Ф
— I
I
— Ф
.
Но появление в продаже огромного ко-
личества кабелей,
"размусоливание
"
разговоров о них в прессе, гигантские
цены —
плод не только возросшего тех-
нического совершенства, но и отла-
женной работы рекламно-коммерче-
ской машины. Впрочем, это относится
ко всей аудиоаппаратуре, и кабели
здесь
не исключение.
Несколько менее очевидно требо-
вание соблюдать направление, поме-
ченное на кабеле: от УНЧ к
ЛС.
Если
воспринимать совокупность клеммы -
кабель - клеммы как четырехполюс-
ник неизвестного содержания, то в
версии направления еще можно найти
здравый смысл. Если же каждую жи-
лу кабеля представить двухполюсни-
ком. то у меня возникнет большое со-
мнение.
Па практике, кстати, мне пи разу не
удалось услышать разницу в звучании
при смене направления, хотя некото-
рые мои уваж аемые коллеги пишут про
это. и обвинить их, сказав, что это
выдумки, я не готов.
Желающим подумать про кабели и
их направленность подброшу такую
идею: музыкальный сигнал
несиммет-
ричен
в том смысле, что смена фазы
на 180 в “моно" либо одновременно в
двух каналах "стерло"радикально ме-
няет звук.
Котельников и Шеннон.
Если я пра-
вильно понял. Вас интересует следую-
щее: для восстановления сигнала по
Котельникову, то есть в промежут-
ках между опорными точками
8„.
Б,,.,, .8,,. ?.
..,
надо знать всю совокуп-
ность значений
/8„),
грубо говоря, про-
сматривать всю фонограмму. Если
этого не делать, то действительно
появляется ошибка, тем большая, чем
более широкий спектр мы собираемся
передать. Например, если
I, =
44,1 кГц,
а
=
400 Гц. взяв всего два отсчета
влево и вправо, удается восстановить
сигнал на участке А В с точностью бо-
лее 0.1%.
отсчета
влево
Общей оценки точности восстанов-
ления сигнала в зависимости от степе-
ни неидеалыюсти цифрового фильтра
я не встречал ни в трудах Котельни-
кова, ни Шеннона, хотя проведение
таких оценок для стационарных сш-
итое мне не кажется у.т очень слож-
ным. будем утешать себя тем, что
музыкальный сигнал нестационарен.
..
К. Никитин
12 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 13 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 15 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст