м узы ка
вполне мелкое, потому как живое ды-
хание целого, слышное в каждый мо-
мент звучания, недоступно никакому
мастерингу.
Диагноз. Интерпретация, конгени-
альная Моцарту; наличие в фонотеке
обязательно. (9,15, 20)
M agnus L in db erg (1958)
Feria, Corrente II, Arena
М агн ус Л и н д б е р г
Feria, Куранта II, Арена
Оркестр Финского Радио
Дирижер Ю кка-Пекка Сара-
сте
З в у к : Х е й к ки Хёлльтя. Ю кка Х е й н о н е н
Ondine ODE 911-2
■19:00
1998 год
В свои сорок лет М атус
Линдберг уже гранд. Если нс ев-
ропейской музыки, то европей-
ской музыкальной индустрии. В
цене сейчас не только благора-
створение эфиров с резким паде-
нием температуры в концертном
зале, но и некая средняя атлетика.
Композитор Линдберг сложен весь-
ма атлетически. Малокровный го-
.родской слушатель поневоле поза-
видует ему: примерно так завидуют
человеку, который может поднять
штангу или быстро забежать на гору.
Скеїггически й любитель духові
ІО С ТИ .
правда, брезгливо заметит, что, мол,
лучше бы сел книжку почитать. Ему
мы ответим, что виртуозность му-
скульных деяний бывает обаятельна
сама но себе. Музыка финна (или шве-
да —
смотря как перевести понятие
nationality1) полна доблестно упоря-
доченной, почти неорганической виталь-
ности. Ее кипение, однако, не раство-
ряет строжайшей и самобытной гармо-
нической системы. Тут надо пояснить
метод производства нашего автора.
Линдбергово достоинство-недоста-
ток: ему присуще слышимое постоян-
ство зрелого стиля. Каковое свойство
надо признать не уникальным, но не
слишком обычным для западноев-
ропейского автора последней трети
XX века. Наиболее распространенный
вариант среди пишущей публики —
это когда однажды найденная система
сочинения далее самовоспроизводит-
ея, а чтобы потребителям нс было
скучно и чтобы имелась “эволюция”,
технология тщательно вуалируется,
1
Гражданин Финляндии и этнический швед.
предстает вся кип раз в новом, возмож-
по более неожиданном тембровом об-
личье.
Линдберг не заботится о том, чтобы
“меняться". Раз за разом он будто пи-
шет одну н ту же пьесу. Композитор —
мастер гармонии, и всякий его опус
непременно зачинается с нахождени-
ем гармонического материала. Пер-
вичная ячейка может быть совсем
простой, даже примитивной —
как
амеба. По именно поэтому она легко
распространяется автором на прост-
ранство от самых низких до высочай-
ших тонов. То есть экстраполируется
весьма простыми математическими
методами. (Линдберг использует для
сочинения разработанные в ЖСАМ
программы: “РагсЬ\Vork”, а с 1998 года
и “ОрепМиБІс”-
программный про-
дукт с наиболее дружественным ин-
терфейсом, абсолютно
универсальный по своим
возможностям формализации компо-
зиционных процессов.) Итак, гармони-
ческая база найдена и существует в ви-
де схемы. Она - как бы один полюс
композиторского намерения. Другой
же полюс
форма сочинения, какой
она является композитору вне любых
звуковых условностей, форма как без-
звучный рельеф. Затем начинается
встречное движение полюсов. То есть
сочинение “собственно нот”. На подоб-
ной смычке п возникает готовый опус.
Это можно сравнить с живописью.
Понятно, что фигуративная картина
рождается как результат интереса ху-
дожника не только к сюжету, но равно
и к чистой игре формы и цвета, и это
верно даже тогда, когда художник не
объявляет такую игру своим творче-
ским интересом. Сюжет на правах не
более чем повода
даже не особен-
ность. а непременное условие хоро-
шей картины (или кино).
Музыка Линдберга роскошно орке-
стрована. Поскольку первичной для
нес является гармония, то
хорошая
оркестровка” означает “благозвучие".
Но не только. Об атлетизме можно
рассуждать потому, что практически
все сочинения идут в быстром темпе,
инструменты движутся активно и
очень целенаправленно. В этом дви-
жении пет никакой самостоятельной
интонации. Просто какая-нибудь бы-
страя фигура из пяти нот сочинена
как пятизвучный аккорд. Похоже на
башенку из разных кубиков: ее толка-
ют. кубики рассыпаются. У Линдберга
уж если mobile, то perpetuum; оно тре-
бует от инструменталистов физиче-
ской и психической выносливости, ре-
акции игроков в настольный теннис.
Идеальным дирижером для музыки
Линдберга был бы какой-нибудь син-
тетический отморозок из будущего. За
неимением такового лучшие на сего-
дня интерпретаторы Линдберга - два
его соотечественника, Эса-Пекка Са-
лонен и Юкка-Пекка Сарасте. Между
волей автора и исполнением Сарасте,
кажется, нет зазора.
Метод проводится настолько без-
застенчиво, что прямо-таки обезору-
живает. Музыка Линдберга
- это
прямая речь неживой природы. Вспо-
минается характеристика одного ден-
щика из “Бравого солдата Швейка”:
“ниже его по уму шли уже растения”.
А тут
не растения, а минералы.
Зато перед
11
ваются!
Есть в таком творчестве еле улови-
мый привкус рутины. Инерции, а
ежели трактовать социальный ас-
пект —
конформизма. Сделайте нам
красиво, просят многочисленные за-
казчики. Линдберг
один из самых
коммерчески успешных п востребо-
ванных европейских авторов. Скажем,
три пьесы данного диска заказаны
соответственно Финской радиовеща-
тельной компанией, Симфоническим
оркестром Би-Би-Си и Первым меж-
дународным
конкурсом дирижеров
им. Сибелиуса в качестве обязательно-
го сочинения. Совершенная техника
композиции
она же инерция, она же
рутина - избавляет, кажется, от твор-
ческих мук. Да п зачем они на произ-
водстве?
I to это так, злопыхательство завист-
ливого коллеги. Продукция Магнуса
Линдберга хватает, не отпускает и ве-
дет. потому что она сильна, яростна и
жизнеспособна
несмотря ни на ка-
кую там “культурность". (8, 15,10)
Лиски предоставлены магазином
“Пурпурный Легион
"
128 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 129 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 131 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст