почта
своей I изначальной I задачи, а имен-
но
уменьшить ошибку между внеш-
ним сигналом н напряжением и некоей
точке до минимума. Как это происхо-
дит. как ОУ компенсирует ошибку,
|н течение какого| времени он уста-
навливается,- в общем-то, зависит от
очень многих причин. Получается
следующий результат: ОУ "ведется"
внешним сигналом по “опорным точ-
кам", где ему удается выполнить свою
задачу. На мой взгляд, практически
каждое из решений аналогового уст-
ройства. построенного на базе ОУ,
требует своего и только своего набора
параметров ОУ, и если это учитыва-
лось при
разработке микросхемы,
рассчитанной
па достижение пре-
дельных параметров, то можно ожи-
дать успеха. В доказательство своих
рассуждений хочу привести следую-
щий пример. Фирма “Analog Devices”
уже почти 5 лет выпускает уникаль-
ный ОУ AD797, искажения которого
в диапазоне частот до .'50 кГц находят-
ся ниже предела | возможностей| из-
мерительной аппаратуры (не нашей!)
и который имеет 16-битовую точ-
ность установления за 0.8 мкс. Тем не
менее, поклонники “AD" предпочи-
тают звуковые ОУ той же фирмы (с
префиксом SSM). Да и в качестве
преобразователя ток-напряжение в
проигрывателях CD [ AD797] тоже за-
мечен не был.
Лично мне очень нравился в качест-
ве усилителя сигналов в диапазоне ча-
стот до .50 кГц отечественный про-
граммируемый
ON'
К( Р) І407УДI,
имеющий установку тока выходного
каскада, кстати, работающего в классе
А. Если не нужна большая амплитуда
выходного напряжения (питание все-
го 2 х 12 В)
очень рекомендую по-
пробовать.
Самой же большой проблемой инте-
гральных аналоговых устройств при
прецизионном усилении я считаю шу-
мы, связанные с переносом заряда че-
рез среду. Кстати, успехи в “медной”
технологии интегральных микросхем
[создадут|. скорее всего, и повое поко-
ление аналоговых микросхем с [луч-
шими! звуковыми параметрами. А в
настоящее время, на мой взгляд, боль-
шинство прецизионных "малогабарит-
ных" задач линейного усиления малых
сигналов можно решить (пока еще),
применяя иувисторы, имеющие впол-
не “полупроводниковые” значения то-
ка накала и анодного напряжения.
Кабели и провода с удивительными
ценами
Один мой хороший знакомый любит
говорить: "Электроника есть наука о
контактах”. На мой взгляд, правила
хорошего тона при выборе нужных
электрических проводников в [наше]
время ушли в прошлое (к сожалению,
как и многие другие правила хороше-
го тона), и иногда это аукается самым
11
еож
11
да и и ы м образом.
Приведу один пример. Для снятия
электрокардиограммы (что является
регистрацией предельно слабых то-
ков, сопровождающих жизнедеятель-
ность организма) используется ка-
бель длиной до нескольких метров,
состоящий из <.
..> однопроводных
многожильных медных каналов. Из-
вестно, что при эксплуатации кабеля
через некоторое время шум тракта на-
столько возрастает, что возможность
корректной диагностики исключается.
15 качестве противоядия используется
следующий простой прием: каждый
проводник тщательно разминается,
после чего кабель практически вос-
станавливает исходные параметры.
Таким образом срок службы комплек-
та кабелей можно увеличить в не-
сколько раз. Выводы можно сделать
самостоятел ьио.
На мой взгляд, помимо проблемы
"найти свой кабель”, существует не
менее важная проблема —
сохранение
электроакустических параметров сиг-
нальных кабелей во времени. Еще
несколько замечаний о “критичных”
материалах аудиоаппаратуры. В “про-
шлой жизни" мне пришлось участво-
вать в оборонной исследовательской
программе но изучению свойств мате-
риалов печатных плат и собственно
печатных плат в сборе. Хотя получен-
ные тогда результаты ие могут быть
впрямую применены в практике кон-
струирования звукоусилительной ап-
паратуры. тем не менее, можно сде-
лать вывод о том, что, например,
фильтрованный стеклотекстолит ти-
на СФ представляет собой очень кап-
ризный и нежный материал, обладаю-
щий
всем
букетом
неприятных
| свойств |
от электростатической па-
мяти до электродинамической нели-
нейности. Быть может, “транзистор-
ный” звук отчасти объясняется тем,
что, скажем, печатные платы мощных
выходных цепей имеют в качестве бес-
платного довеска реактивный нели-
нейный элемент, вносящий свои
до-
полнительные и совсем уж не связан-
ные с исходным сигналом искажения?
Ламповые-то усилители имеют навес-
ной монтаж.
..
Теорема Котельникова
Я уверен, что авторы “АудиоМага-
зина", пишущие статьи о цифровых
форматах звукозаписи, в достаточной
степени владеют тематикой, но я еще
ни разу не встретил (хотя бы в качест-
ве оговорки) упоминания о некоторых
тонких моментах формата СО.
Существуют вполне доступные [в
смысле| математического аппарата
оценки условий восстановления ана-
логовой информации из цифрового
сигнала, причем есть две различные
теоремы, касающиеся точности вос-
становления. Первая, носящая имя
Котельникова, гласит о том. что для
восстановления аналогового сигнала
с бесконечной точностью частота ди-
скретизации должна быть не менее
чем в два раза выше максимальной
частоты в спект ре исходного сигнала.
Но, к сожалению, это мало касается
формата СО, так как условием такого
восстановления является бесконечно
большое число выборок. Гораздо бли-
же к практике звуковоспроизведения
лежит теорема Шеннона, [с помо-
щью! которой выводится критерий
восстановления аналогового сигнала
с определенной погрешностью. Так
вот, максимальная неискаженная ча-
стота аналогового сигнала, восстанов-
ленная из дискретного набора в ус-
ловиях, аналогичных имеющимся в
проигрывателе компакт-дисков с ча-
стотой 44,1 кГц, в 2,5 раза ниже ча-
стоты дискретизации и составляет
около 18 кГц. Все, что выше, есть
взгляд разработчика фильтра проиг-
рывателя на то, как должно быть на
самом деле, и не более.
Возможно, то, что кажется мне несо-
ответствием в именовании теоремы,
связано с так называемым “эффектом
І Іонова”, то есть в разных странах изо-
бретателями радио считают именно
своих соотечественников —
Герца,
Маркони, Попова и т. д.
“Обратная регенерация”
Сразу оговорюсь, что появление
этой части моего письма связано не с
каким-либо систематическим наруше-
нием стилистики вашими авторами. Я
хорошо представляю себе трудности
редактирования подобного синтетиче-
ского издания, печатающего материа-
лы самого разнообразного свойства.
По если бы я ие оценивал так высоко
вашу деятельность, то. наверное, “про-
глатывал" бы эти мелкие недостатки
(тем более что их очень немного). В
основном претензии к качеству изла-
гаемого материала относятся к публи-
кациям, в которых для обоснования
Своей точки зрения авторы использу-
ют наукообразное (в хорошем смысле
этого слова) изложение, опираются на
известные физические законы, опре-
деления. отсылают читателей к мате-
1/2000 АупиоМагазин 11
предыдущая страница 12 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 14 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст