а у д и о к л у б
мотки, и это будет уже другая систе-
ма. На втором этапе определяют, ка-
кой магнитный поток может пропу-
стить сердечник и где находится зона
насыщения. Этого вполне достаточно
для оценки силового трансформато-
ра. но для звуковых трансформаторов
необходимы дальнейшие исследова-
ния. Дело в том. что при расчете сило-
вых трансформаторов не рассматри-
ваются особенности передачи слабых
импульсных сигналов. Для передачи
таких сигналов необходимо, чтобы
сердечник чутко реагировал даже на
очень слабое магнитное поле. Для
этого обычно используют так называ-
емый пермаллоевый сердечник, со-
держащий от 45 до 78% никеля. Про-
блема пермаллоевого сердечника за-
ключается в том, что у него низкая
максимальная плотность магнитного
потока. Существует большое количе-
ство различных видов пермаллоевых
сердечников, звучащих по-разному,
но в целом можно сказать, что чем
ниже содержание никеля, тем жестче
получаемый звук. В то же время при
использовании в выходном трансфор-
маторе кремнистой стали обнаружи-
вается тенденция к смягчению звука,
в нем сглаживаются границы и пере-
ходы, поскольку в области слабых
сигналов магнитный поток почти не
возникает.
Rendez-vous трансформатора и
серебряного провода
Среди многочисленных факторов,
влияющих на качество звука транс-
форматора, одним из важнейших яв-
ляется материал обмотки. Если срав-
нивать звук выходных трансформа-
торов однотактного и двухтактного
усилителя, то в первом случае огибаю-
щая выходного сигнала чище и имеет
меньше искажений. Рассматривая раз-
личные причины этой разницы, я вы-
деляю одну, на которую никто до сих
пор не обращал внимания. Я имею в
виду наличие или отсутствие постоян-
ного магнитного поля, возникающе-
го при протекании постоянного тока
через обмотку соответственно одно-
тактного и двухтактного усилителей.
Я думаю, это магнитное поле может
усиливать различие звучания обмоток
из разного материала. Другими слова-
ми, речь идет о взаимосвязи дополни-
тельного магнитного поля с поведе-
нием электронов. Опыты показывают,
что если вокруг обычного подковооб-
разного магнита намотать катушки и
подать звуковой сигнал, то степень из-
менения качества звука, обусловлен-
ная различием материала проволоки,
будет большей, чем без магнита. Мно-
гочисленные эксперименты показали,
что при использовании для обмотки
серебряного провода звук претерпе-
вает лишь небольшие изменения в за-
висимости от присутствия или отсут-
ствия дополнительного магнитного
поля. Медный же провод дает изме-
нения в сторону получения “грубого"
звука. Если применить серебряный
провод в обычном трансформаторе,
его звучание коренным образом пре-
образится. Теперь становится ясно:
утверждения, что трансформатор яко-
бы портит звук, просто беспочвенны.
И этот факт нельзя отрицать лишь
потому, что теория электричества до
сих пор не может убедительно разъяс-
нить суть взаимоотношений магнит-
ного поля и серебра. Рано или поздно
люди честно признают эту объектив-
ную реальность. В заключение лишь
добавлю, что в своих двухтактных
усилителях “Audio Note Japan” приме-
няет подмагничивание сердечников
выходных трансформаторов постоян-
ным током.
Предварительный усилитель на вы-
соковольтных полевых транзисторах
Первым изделием компании “Audio
Note Japan" был предварительный
усилитель, в котором я использовал
высоковольтные полевые транзисто-
ры, разработанные господином Си-
геру Терадой (Shigeru Terada) при
содействии
компании “Синденгэн"
(“Shindengen”). Надо напомнить, что
полевые транзисторы обычно исполь-
зовались, как и вакуумные лампы, в
качестве элементов усиления напря-
жения. Но высокий уровень искаже-
ний не позволял применять их в уси-
лителях, претендующих на высокое
качество. Использовавшиеся вместо
электронных ламп полевые транзи-
сторы обладали типичной для полу-
проводников вольт-амперной харак-
теристикой
и щедро генерировали
вторую гармонику. Вдобавок их при-
менение осложнялось низким, около
50 В, напряжением, на которое они
были рассчитаны. Но затем господин
Терада разработал полевой транзи-
стор, который выдерживал 200 В. Эго
феноменальное улучшение сильно уп-
ростило конструирование усилителей
и значительно расширило диапазон с
малым уровнем искажений. Я сделал
предварительный усилитель на таких
полевых транзисторах, который явил-
ся прототипом модели “Meister-7", со-
кращенно “М-7”. Корпус был доста-
точно объемным, в его верхней части
находились масляные и электролити-
ческие конденсаторы блока питания.
Впоследствии я сделал более ком-
пактный “М-7П", где применил ка-
скодную схему для усилительного ка-
скада. Преимуществом такой схемы
было то, что она одновременно суще-
ственно снижала и ток утечки, и иска-
жения. Тогда же я применил межка-
скадные конденсаторы с пропитанной
маслом бумагой. После прекращения
производства полевых транзисторов,
разработанных господином Терадой, я
перестал собирать “М-7”. Всего было
выпущено 100 предусилителей этой
модели. Я слышал, что некоторые эк-
земпляры до сих пор работают и высо-
ко ценятся.
Я
Появление усилителя “Оп Саки”
15 чем состоит феномен привле-
кательности звука лампового усили-
теля? С точки зрения схемотехники,
одним из факторов является способ-
ность ламп работать с высоким на-
пряжением. Скажем, среди представ-
ленных сегодня ламп 211-ая “держит”
более 1000 В. У 211-ой крупноячеи-
стая сетка, и благодаря низкому на-
пряжению смещения количество эле-
ктронов, не попадающих на анод,
крайне мало, что означает великолеп-
ную линейность вольт-амперной ха-
рактеристики.
При
коэффициенте
усиления
т
4 она практически иде-
альна. Многие думают, что, используя
такой выдающийся элемент, создать
усилитель с хорошими характеристи-
ками не представляет груда. Я сделал
несколько усилителей
на триодах
211-Б. но качество звучания ни одно-
го из них не удовлетворило меня, не-
смотря на их прекрасные электриче-
ские
характеристики,
полученные
при измерениях. Им не хватало неж-
ности 2АЗ и глубины 300В. После це-
лой серии проб и ошибок я пришел к
выводу, что проблема заключается в
звуковом качестве элементов, исполь-
зуемых в сочетании с этой лампой,
поскольку сама 211-ая сомнений не
вызывала. Поэтому я обратился к гос-
подину
Ясухиро
Оиси
(УаэиЫго
ОізЬі), который помог мне изготовить
обмотки из серебряной проволоки
для выходных трансформаторов с
сердечником из кремнистой стали.
Результат поражал воображение. Ка-
кой обворожительный звук! Вдохнов-
ленный этим открытием, я изготовил
межкаскадные конденсаторы из се-
ребряной фольги. Все это привело к
появлению звучания, которого еще
никому не удавалось достичь, и гос-
подин Мазахпро Снбазаки ( Махай і го
ЗЬіЬагакі) из компании “Сайбатек”
(“БібаїссЬ") дал тогда этому усилите-
лю самое подходящее имя —
“О т а -
ку”, что значит музыка.
1/2000 АудиоМагазин 123
предыдущая страница 124 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 126 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст