к
ауд ио кл уб
либо “улучшения” и звук. то можно
сказать, что попросту добавляется ци-
фровая окраска. Мне чужда зта тен-
денция. Я хочу получить такой звук, в
котором отдельные частицы были бы
взаимосвязаны, но в то же время каж-
дая из них. как солнце, излучала бы
энергию в окружающее пространство,
и при этом они сливались бы воедино.
В конечном итоге, в своих рассужде-
ниях я вновь п вновь возвращаюсь к
стадии записи звука.
Звук электронов
Вам удавалось увидеть, как движут-
ся электроны? В учебниках написано,
что они с бешеной скоростью враща-
ются вокруг протонов. Иногда мне ка-
жется, что я ясно вижу движение эле-
ктронов. Я имею в виду то. что назы-
вается термоэлектронной эмиссией.
Вакуумные лампы, сконструирован-
ные для достижения высокого КПД.
имеют тяжелый звук, в то время как
лампы простой конструкции звучат
прозрачно. Я думаю, что причина этой
разницы лежит в соотношении вели-
чины эмиссии и анодного напряже-
ния. В результате термоэлектронной
эмиссии вокруг катода и нити накала
образуется электронное облако. Чем
сильнее эмиссия, тем насыщенней об-
лако и тем больше в нем электронов.
Суть работы лампы состоит в том.
чтобы отделить, подобно икринкам,
каждый из этих электронов от общей
массы и без потерь доставить их к ано-
ду. Эффективность этого процесса на-
прямую зависит от величины напря-
жения, приложенного к аноду.
Рассмотрим устройство пентода:
электроны излучаются катодом, обра-
зуя насыщенное электронное облако.
Первая сетка имеет мелкоячеистую
структуру, и в то время как она управ-
л я й основной массой электронов, ре-
гулируя их поток, направленный к
аноду, часть свободных электронов
так и остается поблизости и “в нере-
шительности" мечется между катодом
и сеткой, имеющими отрицательный
потенциал. Мне кажется, вся эта суто-
лока как-то влияет на характер звуча-
ния пентода. Как же уменьшить коли-
чество этих бесцельно “толкающихся”
электронов?
В конечном счете не
остается ничего иного, кроме как при-
менить управляющую сетку с круп-
ноячеистой структурой II повысить
анодное напряжение, используя пря-
моиакальные триоды. Но тут возника-
ет новая проблема: нить макала, она
же катод, более подвержена вибраци-
ям, и в свою очередь эти вибрации пе-
редаются электронам, что опять же
сказывается на звуке.
.. Какая же это
все-таки непростая вещь —
аудио-
техника.
Звук трансформатора
Даже спецназ исты-электротехники
имеют туманное представление о зву-
ковых трансформа-
торах, потому что в
учебных заведени-
ях рассматривают-
ся только силовые
трансф орм аторы .
Да н в специальных
изданиях звуковым
трансформаторам
уделяется мало вни-
мания. Означает ли
это, что трансфор-
матор является пе-
режитком прошло-
го?
Разумеется,
с
трансформатором
связан
ряд специ-
фических проблем,
как то: /«-линейность магнитного сер-
дечника, искажения возбуждения, шу-
мы Баркхаузепа. Привередливых рев-
нителей теорий такие недостатки сра-
зу пугают, а инженеры, заботящиеся
лишь о рентабельности изделий, ста-
раются вообще обойтись без транс-
форматоров h конструируют каскады,
содержащие только резисторы и кон-
денсаторы.
Звуковые трансформаторы объяв-
лены персоной
non grata
в современ-
ных схемах. Я считаю это ошибкой
к уверен, что высококачественный
трансформатор может звучать велико-
лепно. Я могу привести тому немало
примеров. Скажем, на радиостанции
звуковой сигнал проходит от входа до
выхода через десятки трансформато-
ров. Если бы в трансформаторе заклю-
чался корень зла. звук телевизионных
її FM-трансляций был бы просто не-
выносим. Однако на самом деле он
совсем не так уж плох. Так в чем же де-
ло? Я хочу ответить на этот вопрос.
Меня очень интересует, как меняет-
ся качество звука при прохождении
через трансформатор. Трансформатор
можно рассматривать как фильтр вы-
соких н низких частот, этим объясня-
ется стремление аудиоинженеров на-
сколько возможно расширить полосу
пропускания трансформаторов. Меж-
ду прочим, лично мне н по сей день
боязно оставлять сетевые трансфор-
маторы на долгое время включенны-
ми —
я хорошо помню, как перегре-
вались старые трансформаторы, что
нередко приводило к пожарам. Да, вот
это была задача - изготовить хоро-
ший трансформатор, когда материа-
лы сердечников п обмоток были хуже
некуда.
В результате многочисленных эк-
спериментов с различными трансфор-
маторами я могу подразделить их на
две категории - с мягким звучанием
н с жестким. Основным фактором,
определяющим
качество
звучания
трансформаторов, являются материа-
лы. из которых изготовлены сердеч-
ник н обмотки. Сначала рассмотрим
сердечник. Для передачи слабых сиг-
налов подходит пермаллой, а для
средних и сильных сигналов —
крем-
нистая сталь. Было бы прекрасно, ес-
ли бы нашелся такой материал для
сердечника, который подходил бы для
любых сигналов. Однако в действи-
тельности приходится выбирать сер-
дечник, исходя из начальной точки
нарастания магнитного потока в обла-
сти слабых сигналов и максимальной
плотности магнитного потока. Соот-
ветственно пермаллой и кремнистая
сталь дают различный звук.
Звук стального сердечника
В трансформаторах, как правило,
используют
стальные
сердечники.
Поскольку звуковые трансформато-
ры имеют обмотки с большим количе-
ством витков, можно сказать, что сиг-
нал в области высоких частот переда-
ется практически напрямую, так было
бы, даже если бы сердечника вообще
не было. Специфические проблемы
трансформаторов начинают прояв-
ляться, когда возникает необходи-
мость передать средне- п низкоча-
стотные сигналы. Первое, на что смо-
трят при оценке свойств стального
сердечника, это петля гистерезиса.
Однако это лишь приблизительная
характеристика сердечника, посколь-
ку в дальнейшем будут добавлены об-
122 АудиоМагазин 1/2000
предыдущая страница 123 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 125 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст