С т о л -
р
ш
з м
ы
/ Ш
/ М
Н
й
ь
о
H i - F
Х и р о я ш и К о н д о “A u d i o N o t e J a p a n ”
От редакции
Мы постарались не изменять оригинальный стиль изложения, присущий госпо-
дин!/ Хирояши Кондо'. Он отражает непривычный для европейского восприятия
ход мысли японца, который мож ет показаться иногда наивным, иногда непосле-
довательным. Па самом деле ото лишь верхушка айсберга, каковым является глу-
бокое осмысление таинств бытия, которое может возникнуть в результате со-
четания восточно-азиатского буддизма с обширными научными знаниями.
Частицы и движение волн
Альберт Эйнштейн сказал, что дви-
жение есть энергия. На мой взгляд,
движение есть звук. Я еще больше
убеждаюсь в этом, когда слышу нара-
стающий
шквал звуков в середи-
не увертюры “Tannhäuser" Вагнера.
Особенно в последнем исполнении
великого маэстро Тосканини 4 апреля
1954 года: кажется, что частицы зву-
ка
сталкиваются
друг с другом и,
сливаясь в бурный
водоворот,
нака-
тываются на слу-
шателя
с
силой
стихии. Мне пред-
ставляется, что ча-
стицы
звука
со-
вершают
немыс-
лимые
итерации.
Я ясно представ-
ляю, как, захлест-
нутый волной чувств, 87-летний маэ-
стро отдавал всю свою душу, дирижи-
руя на том прощальном выступлении,
и как. в ответ на эго, музыканты вкла-
дывали в исполнение все мастерство,
на которое только были способны.
Считается, что звук распространя-
ется прямолинейно, как любые волны.
Но это справедливо лишь для лишен-
ного препятствии широкого простран-
ства. В реальности движение звуко-
вых волн неизмеримо сложнее, они
сталкиваются с препятствиями и друг
с другом, и порой распространяются,
образуя вихри, но неописуемым тра-
екториям. На мой взгляд, тем, кто за-
нимается аудиотехникой, необходимо
обладать
11
ростраиственн ы м вообра-
жением, чтобы ясно представлять ви-
зуальные образы звуковых волн и их
1
Мы нс пользу ом наиболее приличную транскрип-
цию имени этого известного японского разработчи-
ка. хотя несомненно более правильно произносить
Хироясу Кондо.
/V<).
поведение, которое невозможно объ-
яснить, опираясь только на теорию
электричества. Похоже, по сей день
огромное количество факторов, влия-
ющих на звуковоспроизведение, оста-
ются неизученными, бросая вызов
всем накопленным знаниям и опыту
звукоинженеров. Чем больше я раз-
мышляю над этим, тем отчетливее по-
нимаю, что мир звука намного глубже,
чем
мы
можем
себе
представить.
Величественный звук
Каждое утро в 5 часов
в главном дзен-буддист-
ском храме Содзи-дзи
200
монахов
собира-
ются для молитвы. На
ши роком
11
ростра
11
стве
площадью в тысячу та-
тами сидящие слева и
справа под сводами хра-
ма монахи тихо начинают пение сутр.
Какое величественное звучание! Этот
обряд, неизменно повторяющийся изо
дня в день, вводит человека в состоя-
ние нирваны. Что я должен сделать,
чтобы выразить подобное величие
с помощью звуковоспроизводящего
оборудования?
Обратимся прежде всего к “сбору”
звука. Современные методы записи
обычно предполагают расстановку не-
скольких микрофонов, подобно фигу-
рам на шахматной доске. Однако я к
такому способу отношусь с сомнени-
ем. главным образом потому, что чем
больше микрофонов установлено, тем
более подчеркнуто по отношению к
другим воспринимается звук около
каждого из этих микрофонов, но при
этом нарушается самое главное
об-
щая гармония сочетания звуковых
волн. Вспомните, какой звук издает
самолет с двумя двигателями: вы бу-
дете слышать не два ровных тона, а
Л. Тосканини
третий, плавно вибрирующий, иногда
рокочущий звук, что является следст-
вием небольшой разницы частот в
звуке каждого двигателя. Музыкаль-
ные инструменты и голоса также обя-
зательно порождают этот разностный
тон. Мне представляется, что именно
эти слабые биения тона рождают гар-
моники. сливающиеся в созвучия и
аккорды, и в результате превращаются
в красивый, волнующий гембр.
Аналоговым звук —
цифровой звук
Аналоговый диск вовсе не обяза-
тельно производит аналоговый звук, а
цифровой диск
цифровой звук. По-
моему, даже аналоговые цепи совре-
менной! аудиоаппаратуры звучат по-
цифровому. Каждая нота звучит так
резко и пронзительно, как будто сиг-
нал имеет прямоугольную форму. Гра-
ницы чрезмерно очерчены, совсем как
на изображении, полученном с помо-
щью цифровой камеры. В первый мо-
мент такой звук почти ошеломляет
своим высоким разрешением, являю-
щимся, но сути, дроблением.!
в дей-
ствительности это ли
-
дорога в
Эдем?
Несложно добиться “мягкого” зву-
чания обычного усилителя просто пу-
тем подбора подходящих деталей и
схемотехнических решений, но такая
мягкость будет обманом, так как озна-
чает. что применена технология “раз-
мазывания границ” и звуковые образы
замутнены.
Еще 30 лет назад электронные ваку-
умные лампы давали действительно
мягкий и полнокровный звук. Такое
положение сохраняется и сегодня. Од-
нако сейчас, если и вносятся какие-
1/2000 АудиоМагазин 121
предыдущая страница 122 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 124 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст