••
4
А М - к о л л е к ц и я I
Его
“Музыка
популярно”
была
классическим произведением мини-
мализма. чего не понял тогда почти
никто из сидевших в зале. На восьмой
минуте разразился скандал
послы-
шались свистки, издевательские ап-
лодисменты: заложенный в пьесе эле-
мент провокации сработал.
Мы даже не поняли, как это случи-
лось,— но музыка внезапно прерва-
лась, пианист нервно швырнул ноты
на пол и бросился к выходу. На эстра-
де осталась одна Марта. Еще секунду
она но инерции играла, потом расте-
рянно посмотрела вслед убегающему
партнеру, глянула в зал.
.. Затем вста-
ла — и направилась к выходу. Той же
неспешной походкой пантеры. С гор-
до поднятой головой и слезами на
глазах. Мы осмеяли своего кумира.
Через некоторое время их убедили
вернуться в зал. Они играли “Музыку
понулярис” (опять) и “Вальс” Равеля.
На этот раз их провожала овация.
Тогда мы увидели совершенно не-
ожиданную Аргерих, Аргерпх - от-
важную п наплевавшую на все автори-
теты, Аргерих. вдохнувшую жизнь не
в одно современное сочинение, пред-
почитающую эксперимент тысячному
повторению заезженного пианистиче-
ского репертуара. Позднее мы узнали.
что в 1978 году — беспрецедентно ра-
но! — она отказалась от карьеры соли-
стки и стала играть в ансамблях — с
Кремером. Ростроповичем; что тогда
же безумно увлеклась новой музыкой
11
расші ірі їла свой репертуар до безгра-
ничности. Но теперь-то мы понимаем
внутреннюю логику ее артистической
судьбы
или думаем, что понимаем.
Тем же вечером в Большом зале она
вновь поразила несравненной гибко-
стью и немыслимой культурой ансам-
блиеткп — в дуэте с Кремером она
исполняла шедевры камерного репер-
туара Брамса, Франка, Бартока. Это
была совершенно новая Аргерих -
изысканная собеседница и вниматель-
ная слушательница. Из персонажа ди-
ких латиноамериканских джунгле і і
она превратилась в утонченную пари-
жанку. Теперь, слушая Аргерих в клас-
сическом репертуаре, начинаешь по-
нимать. что все легенды о ее перво-
бытном стихийном даре — миф, что
она порождена древней и утонченной
культурой и воспитана европейски-
ми интеллектуалами, да и вообще так
исполнять Баха и Гайдна может толь-
ко тот, кто многое знает. Кто пере-
жил увлечение “левой” философией и
дзен-буддизмом, кто прочел массу
книг на многих европейских языках.
Аргерих стало в какой-то момент
тесно в рамках романтического репер-
туара и романтического амплуа соли-
стки, и она отбросила его, как сбрасы-
вает старую оболочку Женщина-змея
в сказке Гоцци: "Я думаю, что интер-
претация — это высвобождение того,
что спрятано в подсознании.
.. Это я
ценю и в других исполнителях. Мне
интересно нс то, что артист делает со-
знательно. а то, что происходит как
бы помимо его воли. Может быть, я
покажусь кому-то авантюристкой, но
я действительно люблю это”.
Р. S.
Ее последний диск соло датиро-
ван 1984 годом. Теперь она играет в ка-
мерных ансамблях. На диске 1999 года
ее партнеры
Миша Майский и Гпдон
Кремер. Что-то в ней сохранилось со
времен ее молодости.
.. Но сейчас и ее
исполнениях появилась поразитель-
ная. откровенно пародийная “игра в
искусство”, спасающая от банальности.
All you need is life? Да, но только ли.
.?
Приношу гною искреннюю призна-
тельность
композитору
Леониду
Десятникову и Элле Липпи за воз-
можность прослушать диск
“Deutsche
Grammophone" 1999 /ода.
їЛе.\ь"°му с ге»ДУ
оя задача заключалась в том,
чтобы,
ознакомившись с проектом этого ди-
ска, охарактеризовать его с позиций
аудиофила и эксперта звукотехники. С удовольствием
прослушав все “черновые" треки, я полностью удовлетво-
рил свое аудиофильское любопытство и одновременно
испытал наслаждение меломана. Такие чувства вызваны
необычной последовательностью музыкальных произве-
дений, основанной на чередовании различных жанров.
Записи аутентичных исполнений Жана Филиппа Рамо по-
ражают неожиданностью и новизной тембров старинных
музыкальных инструментов. В исполнении современных му-
зыкантов сочетаются трудносовместимые свойства — строгое,
чуть грубоватое изящество и загадочная поэтическая лиричность,
а непривычный ритмический почерк Франса Брюггена требует непре-
рывного аналитического внимания слушателя. Эта музыка сможет выявить все формально-звуко-
вые особенности звучания аппаратуры. Чередование тембров старинного оркестра и современно-
го рояля — еще одна удача этого компакт-диска, позволяющая быстро и уверенно оценивать аппа-
ратуру по контрасту впечатлений1
Думаю, что музыка, записанная на первом диске “АМ-коллекции", не только удовлетворит потреб-
ности аналитического слуха и покорит аудиофилов, но и способна погрузить в музыкальную ауру
изысканных меломанов и просто порадовать многих слушателей.
1
Это не имеет отношения к оценке "по контрасту" II. Кворгрупа ("AM" ,\v .4 (8) *)(}, с. .’И).
В. Зуев
1/2000 АудиоМагазин 1 1 5
предыдущая страница 116 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 118 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст