аудиоклуб
Фильм Жерара Корбье "Фа-
ринелли кастрат" вышел на эк-
раны 5 лет назад. Но если ки-
нострасти уже улеглись — в
1995 году ленту удостоили
“Золотого глобуса" и не дали
“Оскара” в номинации "луч-
ший зарубежный фильм",— то
саундтрек, обретя самостоя-
тельную жизнь, до сих пор бу-
доражит слушателей. Несуще-
ствующий легендарный голос
стал образцом “новой мифо-
логии”.
Никита Д А Н И Л И Н
В поисках утраченного
Г О П О С Э , и л и
К т о
п о е т за
П
ервые кастраты появились в
Китае за 12 веков до нашей
ары. Затем при посредничест-
ве Индии они разбрелись но всему ан-
тичному миру. Хотя официально каст-
рация был осуждена Микенским собо-
ром в 325 году. Византийская империя
иродолжала псиользовать чудесиые
голоса в богослужениях, поскольку на
женское пение в церкви был наложен
запрет. Впоследствии высокие хоро-
вые партии стали поручать мальчикам
или фальцегистам (контратеиорам). В
эпоху Возрождения с появлением оне-
ры вновь вспомнили о кастратах —
из
храмов последние начали экспансию в
театры. II если родоначальники ново-
го жанра Кавалли и Монтеверди еще
пользовались услугами четырех при-
родных певческих голосов, то в даль-
нейшем кастраты вытеснили всех, кто
не выдерживал с ними конкуренции. А
как можно было с ними соревноваться,
если экстраординарная вокальная тех-
ника
трехоктавный диапазон, заме-
чательная однородность пассажей во
всех регистрах, легкость, с какой им
удавались головокружительные скач-
ки на любые интервалы, исключитель-
ная выносливость, продолжительные
трели
все было обусловлено их прн-
родны ми особенности ми.
Недоразвитая гибкая гортань и дет-
ские (маленькие) голосовые связки
сочетались с легкими взрослого муж-
чины. Известно, что Фаринеллп мог
тянуть ноту более минуты и про-
пивать около 250 звуков на одном ды-
ханин. Но анатомические характе-
ристики не исчерпывают феномена
кастратов. Для этой операции выби-
рались певчие, уже замеченные как
обладатели
необычайной
красоты
голоса и особой музыкальности. До
15 лет они проходили интенсивный
курс обучения, включавший помимо
многочасовых занятий вокалом ком-
позицию, контрапункт, игру на клаве-
сине и лекции по истории. В дальней-
шем певцы свободно импровизиро-
вали на сцене, и публика привычно
ждала в репризе арии decapo —
основ-
ной формы в опере-сериа —
демонст-
рации всех виртуозных возможностей
певца: в идеале одна и та же ария ни-
когда не повторялась с одинаковой ор-
наментикой. Оказавшись на верши-
не музыкальной иерархии, кастраты
стали primo uomo театров, и компози-
торы порой лишь обслуживали их
требования и капризы. Показательно,
что в то время, с его культом пения,
кастрация не казалась предосудитель-
ной или противоестественной, II в
XVIII веке в Италии этой операции
подвергались более тысячи мальчиков
ежегодно. Но как ни славен был век ка-
стратов, он все же оказался недолог —
в XIX столетии они последовательно
сдают позиции, а объединившаяся в
“ Фарипел.'ш кастрат ”.
Кадр из фильма
1870 году Италия официально покон-
чила с национальной славой и позо-
ром. запретив подобную практику.
П о п - и д о л X V III с т о л е т и я
Авторы сценария Андреа и Жерар
Корбье обращаются к золотой поре ка-
стратов и выбирают в герои самого из-
вестного из них —
ученика Николо
Порноры неаполитанца Карло Броски
(1705-1782), прозванного Фаринеллп.
Кастратам сильно досталось от со-
временной! литературы, и особенно от-
тянулась по их поводу опера-буффа.
Издевались, конечно, не над голосами,
которые были источником зависти, а
над внешним видом певцов, над их ма-
нерой держаться, над их изнеженно-
стью и невыносимым чванством. Так
Фаринеллп на карикатурах предстает
долговязым уродом с длиннющими
1/2000 АупиоМагазин 101
предыдущая страница 102 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн следующая страница 104 АудиоМагазин 2000 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст