Места е талоне
м н ого , но кое-что
из а у д и о о б о р ^ о -
вания оказалось
удобнее подв&
сить к п ото Лк Л
но результаты того стоили. (?,„ = 0.7
как в учебнике. 11
резонансная час тота
понизилась, но это не так важно. Сама
по себе резонансная частота гораздо
меньше влияет на звук в салоне; 30 и
30 Гц —
20% разницы, а на слух это
практически незаметно. Акустические
системы с добротностью 0,7 н 0,81 раз-
личаются по звуку гораздо больше,
хотя отличаются на те же 20%.
Понятно, что правильный звук в са-
лоне
это не только сабвуфер. В си-
стеме все должно быть правильным. 11
самая большая трудность не в дем-
пфировании сабвуфера. Каким бы хо-
рошим ни был бас. но если стерепано-
ра.ма перекошена, то даже вспоминать
про правильный звук не стоит. При-
чина перекоса звуковой сцены в авто-
мобиле кроется в асимметричном рас-
положении слушателя. Левый канал
оказывается ближе, и туда стягивает-
ся вся стереонаиорама. Эффект тем
сильнее, чем больше абсолютное раз-
личие расстоянии. При разнице 10 см
еще как-то удается выровнять панора-
му регулятором баланса. Но даже в
"жуке"- самоходных наушниках, рас-
стояние оказывается большим. А как
быть, если машина большая
“Міїхп-
Рис. 1. Зависимость положения
кажущегося источника звука
от задержки сигнала в одном
из каналов:
а
— зона разброса,
б — вероятная зависимость
для конкретного сигнала
bishi Pajero”, например? А именно с
этой машиной пришлось иметь дело в
конкретном случае.
Что же говорит наука по поводу сте-
реопапорамы при асимметричном но-
соответствует задержка 3 мс. так что
10 мс с запасом хватит для салона лю-
бого автомобиля.
Возможность подправить время да-
ет, например, процессор "Alpine РХА-
I КИН) , именно он и был взят для этого
джипа. Интересный аппарат,заслужи-
вает внимания. Чтобы задержать сиг-
нал. его приходится преобразовывать
в цифровую форму, так как сделать
это аналоговыми средствами даже на
I мс очень трудно. В процессоре “Al-
pine РХА-Н600" есть АЦП, так что
источник сигналов может быть анало-
говым. Но если используется цифро-
вой источник, то лучше исключить до-
i юл
11
и тел ьное п рес>бразованне.
Сам процессор может быть разме-
щен в непосредственной близости от
усилителен, н в этом случае провода с
аналоговыми звуковыми сигналами
оказываются очень короткими. Даже
ложении слушателя? Запаздывание
сигналов одного из каналов приводит к
смещению звуковой сцены в позицию
опережающего излучателя. Добавляет-
ся п разность уровней сигналов - бли-
жайший излучатель звучит громче. Ес-
ли рассматривать только временные
характеристики, го можно учесть изве-
стную среднестатистическую зависи-
мость положения КПЗ от задержки
(рис. I). Поскольку на разных частотах
работают разные механизмы локализа-
ции, зависимость эта оказывается не-
монотонной. То есть инструменты не
только смещаются, но даже могут по-
меняться местами, это зависит, глав-
ным образом, от особенностей спектра
сигнала конкретного инструмента. Так
что ручкой баланса здесь не поможешь,
нужно корректировать время задержки
сигналов в каналах. Современные тех-
нологин обработки сигналов позволя-
ют с ним совладать. Расстоянию в I м
если такое укорочение и не скажется
на качестве звука, оно как минимум
обеспечит заметную экономию денег,
поскольку приличный звуковой ка-
бель стоит недешево.
Процессор
корректирует
огрехи
размещения акустических систем в са-
лоне и в этом смысле играет как бы
второстепенную роль. Чем удачнее
установлены головки в салоне, тем
меньше дел остается процессору. В са-
лоне этого джина можно было исполь-
зовать четырехполосное построение,
тогда ВЧ- и СЧ-головкп могли быть
подняты па Торпедо. Но воля хозяи-
на.
.. Был взят хороший двухполосный
комплект “Ром'егатрег БРббОО”; НЧ-
звено в Торпедо уже не поместилось,
пришлось устанавливать его в двери,
так что в результате большая часть
спектра сигнала излучается совсем не
оттуда, откуда должно с позиций слу-
ха и звука.
АуяиоМ агаэин 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 97 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 99 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст