А у д и о м о б и л ь
Михаил СЕРГЕЕВ
Н а у к а
в~автимоб
В
заимоотношения пауки и звука
нельзя назвать простыми. Су-
ществует аудиоиндустрия с пе-
лен”! армией коммивояжеров, о про-
шлом, будущем и настоящем которых
очень точно написал Михаил Куче-
ренко. Существует наука, без нее не
обойтись при разработке и производ-
стве современной цифровой аииара-
иор, пока не будет получен удовлетво-
рительный результат, который пойдет
в серию. Затраты на такие экспери-
менты вполне себя окупают. Если
речь идет о домашней системе, то ка-
кая-то возможность поиска и оптими-
зации тоже имеется. Подобрать кабе-
ли пли найти “дружные” компоненты,
подвигать аппараты с места на место
ХлАНЦЩЕ—цц: внеш ний
вид сабвуфера, а каче-
ство звучания — но в
данном случае
и . по-
туры, да и АС методом тыка тоже луч-
ше не делать. Но не всегда представи-
тели этих кланов говорят на одном
языке. И не всегда понятно, аппарат
действительно хорошо звучит или это
отдельные личности поддались обая-
нию очередного гуру. А если аппарат
звучит, то почему —
он грамотно спро-
ектирован или просто угадан “музы-
кальный" примой.
Качество н отдельных аппаратов, п
целых систем обеспечено не только
сухой (но зато точной) наукой, есть
здесь п капелька волшебства, искусст-
ва. Главное, как говорится,—
соблюсти
н депорт по.
Аппаратуру, которую готовят к
се-
рийному
выпуску, МОЖНО II нужно до-
водить. Сделали пару экземпляров,
оценили, учли, исправили
создали
еще парочку. II так повторяется до тех
что-нибудь да улучшится. Дома этот
путь уместен, но в автомобиле цена та-
кого метода оптимизации оказывается
запредельно высокой. И возможно-
стей для доводки у установщиков
практически нет.
Начнем
с сабвуфера.
Головка
+
ящик. Почему так часто автомобиль-
ные сабвуферы звучат по меньшей ме-
ре странно? Гудение и бубнение
это
не бас. п никакие ссылки на особенно-
сти акустики салона и его малые раз-
меры не принимаются.
В чем же дело? Однажды в мои ру-
ки попал автомобильный саб, изго-
товленный в полном, как говорится,
соответствии
с
рекомендациями.
Объем ящика был в точности равен
рекомендованному изготовителем го-
ловок. Написано 26 литров
и сдела-
но именно 26. Звук и на стенде и в са-
лоне получился почти одинаковый.
Бубнение.
..
Впрочем, в таком результате ничего
удивительного нет. Общая доброт-
ность саба получилась около 1.1. Саб-
вуфер с такой добротностью звучать
иначе и не может. Почему изготови-
тель головок, приличная американ-
ская фирма, дает такие рекомендации,
я не знаю. Мне пришли в голову две
вероятные причины занижения реко-
мендуемого объема. Первая проста и
понятна: в салоне и так немного места;
при прочих равных условиях покупа-
тель предпочтет ту головку, для кото-
рой требуется меньший объем. Вторая
причина тоже простая: очень часто
сабвуфер ставят не для того, чтобы
слушать музыку, а для получения
ощущений другого рода, и тогда об-
щая добротность QIS
может составлять
и 1, и 1,5, и даже больше.
Если хочешь получить нормальный
бас, то нужно ориентироваться на дру-
гие величины. Однажды специалисты
из салона “Автоаудиомастер” решили
сделать “правильный сабвуфер, такой,
чтобы Q,5 = 0,7. Хотя опыт изготовле-
ния “по рекомендации” имелся, объем
для ящика был взят близким к реко-
мендован пому —
40 литров. Был уже
накоплен и другой опыт - по измене-
нию
Fs
и
Q,s.
В основе метода управле-
ния параметрами лежит известный
факт: физический объем воздуха и
“виртуальный”, создающий у
11
ругую
реакцию движущемуся диффузору,
это разные вещи. Можно изменить
“виртуальный” объем ящика, кстати, и
уменьшить и увеличить, заполняя его
поглотителем,
вносящим дополни-
тельные упругость и потери; для этого
удобно использовать синтепон или
карнет. Меняя степень заполнения
объема и тип заполнителя, можно
влиять на электромеханические пара-
метры АС.
Головка
JI- Audio 12VV6" в реко-
мендованном объеме показала не ре-
кордные данные, добротность была
высоковата. Почти полдня ушло на
эксперименты с заполнением объема.
А упиоМ агазии 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст