автосалон
91
производством автомобильных уси-
лителей. Первые результаты деятель-
ности представляли собой традици-
онные дли фирмы модели усилителей,
рассчитанные па питание от внешнего
источника 11
12 В. Такова, например,
автомобильная версия знаменитого
усилителя “Ongaku", о “колесном”
предназначении которой трудно дога-
даться. Я видел этот замечательный
усилитель собственными глазами и
могу засвидетельствовать, что для его
IгеревозгаI Iюнадобится “бхопевнчок”.
Размеры и стоимость около 40 тыс.
долларов
обязывают.
А
вот
наш
“VA33”
настоящий, автомобильный.
Похож па небольшую армейскую по-
левую радиостанцию, и по размерам
не больше многих транзисторных ав-
томобильных “монстриков”. Усили-
тель этот
двухтактный, каждый его
канал исполнен на двойном триоде н
двух мощных пентодах, работающих в
триодном режиме. Марку ламп уста-
новить не удалось, более того, ни на
одном из трех известных мне сайтов
“Audio Note” в Интернете нет никакой
информации о производимой фирмой
автомобильной продукции. Квортруп
явно считает ее второстепенной, что,
учитывая слабость недорогих уси-
лителей фирмы (имеются в виду на-
чальные “стационарные" линейки) но
части динамики,'заставило меня от-
нестись к звуковым возможностям
“VA33" с недоверием. Посмотрим
подтвердятся ли мои опасения.
Теперь акустические системы. Са-
мые любимые мои АС
двух полос-
ные компонентные
“SP6500"
фирмы
“Poweramper". Отменный звук, хо-
рошая точка отсчета. Мид-басовый
16-саптиметровый динамик имеет от-
личный магнит на основе сплава сама-
рий - кобальт, а у дюймовой “пищал-
ки” "TYV10" шелковый купол, как и у
всех моих любимых “пищалок”, вклю-
чая те, что у меня дома. Номинальное
сопротивление
4 Ом. Подвес можно
долго рассматривать иод микроско-
пом в поисках хоть какого-нибудь
изъяна. Это динамики, качество зву-
чания
которых
без
акустического
оформления
можно
сравнивать
с
“Rogers LS 3/5а".
Динамики “ZCX6" фирмы
"Phoenix
Gold".
Совсем новая модель. Согласно
традициям фирмы диффузор мнд-
басового
динамика
изготовлен
из
стекловолокна и сочетается с мягким
бутиловым подвесом, из чего следует,
ч то а™ динамики предназначены для
работы в паре с достаточно мощным
усилителем
50 Вт на канал п выше.
Купол “пищалки"—
шелковый. Маг-
нитные системы динамиков уже давно
считаются коньком фирмы, а потому я
надеюсь, что звук будет хорошим.
Динамики
“U6”
из “Ultimate Series”
компании
DUS".
Все было бы отлич-
но, но датская фирма, известная свои-
ми диффузорами из анодированного
алюминия для мид-басовых динами-
ков, решила торговать динамиками
фирмы “Morel”, поэтому мы имеем
тут НЧ/СЧ-дннамик всеми уважае-
мой израильской фирмы с полипро-
пиленовым конусом и магнитом из
феррита стронция. Трудно сказать,
насколько хорошо согласуется мид-
бас с традиционным для "DLS” ВЧ-
динамиком с шелковым куполом. Со-
четание по крайней мере выглядит
как удачное.
Кроссоверы применялись те, что
поставляются в комплекте с каждой
конкретной акустической системой.
Кроссоверы усилителей (если они
имелись) были отключены (у “Genesis
100" фильтр ВЧ был установлен в ми-
нимальное положение).
Критерии
Меня тут недавно прозвали Че Гева-
рой аудио. Должно быть, тогда Кворт-
руп
Фидель Кастро.
..
Итак, начнем с того, что ненависть
Фиделя, тьфу. Квортрупа, к зритель-
ным аналогиям при сравнении звуча-
ния как компонентов, так и целых си-
стем передалась мне. Действительно,
надо быть больным человеком, чтобы
рассказывать о характеристиках сце-
ны и ширине картины в тех случаях,
когда нет ни того, ни другого. Напри-
мер, у меня была DAT-кассета с запи-
сью голосов тюленей, произведенной
в двухмикрофонной технике в по-
левых условиях. Запись была весьма
высокого качества, поэтому прибли-
зительное расстояние до скал легко
определялось на слух по времени за-
паздывания отраженных от скал зву-
ковых волн. Аудиомонах в данном
случае молвил бы, что “хлубина” зву-
ковой сцены велика, звук плавный.
По ведь нет никакой сцены —
цирк
шапито па побережье Камчатки так
никто и не построил. Возьмем другой
пример. Предположим, что при выше-
описанной
записи
использовались
дрянные микрофоны с малой чувстви-
тельностью и небольшим динамиче-
ским диапазоном, в результате чего
лишь половина времени звучания эха
оказалась записанной на пленке. В
этом случае кажется, что скалы рас-
положены ближе и глубина меньше.
Если к тому же эхо перекрывается иска-
жениями плохого микрофонного уси-
лителя и не воспринимается как эхо,
то и скал вроде бы нет, глубины сце-
ны
никакой, и кажется, что запись
вообще произведена в помещении,
скажем, I! подсобке цирка, где тюленей
чешут перед выступлением на арене.
Теперь возьмем совсем простой слу-
чай записи музыки, и от него перей-
дем к более сложным. Мы хотим за-
писать Чета Эткинса без какого-либо
сопровождения, и усадили его на стул
в заглушенной студии. На Эткинсе
сюртук с большими пуговицами, а в
руках его —
шестиструнная иолуаку-
стнческая гитара, подключенная к
стоящему в полутора метрах от него
“комбику”. В реальной жизни мы ус-
лышим звучание всех шести струн
этой гитары, плюс звучание комбика,
плюс гармонические составляющие
звука каждой струны, плюс отраже-
ния звуковых волн от деки инстру-
мента, от стула, от пуговиц, от микро-
фонной стойки, от комбика и так далее.
Любая звукозаписывающая аппара-
тура, даже самая лучшая,— это всег-
да компромисс, всегда искажения, и
динамический диапазон всегда уже до-
ступного нашему слуху. Сейчас иска-
жений становится все меньше и мень-
ше, но даже при полном их отсутствии
часть звуков остается за пределами
динамического диапазона аппарата.
Однако и в этом случае запись звучит
естественно, если сохранен баланс
между тихими и громкими звуками и
если эти звуки не маскируют друг дру-
га. Будем считать, что это хорошая за-
пись и качество ее воспроизведения
хорошее.
Теперь рассмотрим пример, когда
сл Ы
11111
м ые ис кажен и я отсу тству ют,
однако баланс между тихими и гром-
кими звуками нарушен и они маски-
руют друг друга. Мы уже не можем
различить каждую струну в отдельно-
сти, не слышим обер- и унтертонов,
звучание
.1111110110
искажений, и мы
уже не уверены —
Чет Эткинс это или,
предположим, Лес Пол. Аудиомонах
скажет, что звуковая картина плоская,
звук чистый, плавный, ширина и глу-
бина звуковой сцены невелики. Я на-
зову такое звучание упрощенным.
Если же мы прибавим к вышеопи-
санному случаю искажения, вызван-
ные как паразитными гармониками
(высокий коэффициент гармониче-
ских искажений тракта), так и паразит-
ными призвуками, имеющими место в
результате слишком большой глуби-
ны отрицательной обратной связи, то
нормальный человек скажет, что зву-
чание никуда не годится, и вспомнит о
радиоприемнике. Аудиомонахи же, с
их склонностью к бредовым, но прост-
ранным вердиктам, изрекут что-ни-
будь вроде: “Глубина звуковой сцены
А уяиоМ агазин 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 92 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 94 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст