84
музыка
рих атакует Шуманом гораздо более
романтическим, нежели он был “на са-
мом деле". Но в этом п заключается
аутентнзм высшего порядка. Видимо,
для современников игра Шумана бы-
ла примерно тем же. чем для нас игра
Аргерих. Вот вам и эффект подлин-
ности.
V-a
Philippe Manoury
“Pluton”
for Midi piano and electronics
Филипп Манури
“Плутон”
для фортепиано Midi и электро-
ники
Илмо Ранта, фортепиано Midi
Филипп Манури, sound projec-
tion
Звук: Ф редерик Прен, Д авид Пуасонье,
Кристоф Мазела
(запись и монтаж осуществлены в IRCAM)
Ondine ODE 888-2
5
1:12
1996 лм)
(10. 15. 9)
Следующий шаг вслед за осознани-
ем современного рояля как супертем-
бра
это сделать его частью еще бо-
лее широкого тембрового ноля. Если
Steinway имитирует некий тембровый
континуум, то почему бы не сымити-
ровать эту имитацию? Исполнение
Аргерих и композиция Филиппа Ма-
нури1’ (р. 1952) "Плутон“
современ-
ники.
Отдельный разговор об играющем
здесь Midi piano, за который прячет-
ся пианист Илмо Ранта. Это цифро-
вой рояль очень высокого качества.
Его почти невозможно отличить от
натурального. В каждый отдельный
момент он идеально имитирует нату-
ральный рояль. II только по совокуп-
ности впечатлений
наблюдая пресло-
вутый “общий характер" звучания -
можно раскусить, что рояль неулови-
мо “нс гот”. Особенно настораживает
и в конце концов утомляет тембро-
вое.
.. постоянство, чтобы не сказать
больше. II, конечно, выдают самые
верхние рояльные звуки. На настоя-
щем рояле они обертоново богаты из-
за того, что при их нажатии резониру-
ют деревянные деки н все пространст-
во внутри рамы. На цифровом же нн-
*• Один ид комнсыиторон. наращенных Пулевом.
"Плутон"
масті, большого цикла іі|юилпсленнп для
разных инструмента и компьютера "Sonus ex
machina"
(.nun.
".жук на машины"
не путать с саг
audio!).
струм ем те
точ по
ВОС
П ро 11
Л
ВОД
11
тся
обертоновая характеристика обособ-
ленной струны и средний характер ее
реверберации, но нет никакой воз-
можности воспроизвести подвижное
акустическое пространство рояля, по-
разному отзывающееся на бриллиан-
товое туше и удар кулаком.
Забавно: опознать “ненатуральность”
можно еще и по полному отсутствию в
записи механики. Мы не слышим, как
нажимаются клавиши, как движется
механика. Конечно, у хорошего рояля
мы и не должны этого слышать. Но
тем не менее мы всегда чувствуем кон-
такт живого человека с различными
материалами, из ко-
M i l l
MANOURV
: . . S L U T ° N
Ф
" n,o
кАЫТА,
...
і
торых рояль сделан. По
этой записи миди-рояля можно судить
о том, чего не должен делать звукоре-
жиссер. записывая рояль “живой". Не
стоит, видимо, сглаживать сидение за
ним живого (уже без кавычек) чело-
века. Вот подлинный бетховенекпй
Вгоабшооб: там и нажимаются клави-
ши не беззвучно, и снимаются шумно,
и педаль вполне ощутима. (Вот уже у
нашего чедовека-в-записп и руки-ноги
есть!) II все эти милые подробности
что-то непрестанно скрипит, шаркает,
крякает
сталкиваются с исполни-
тельским совершенством неожидан-
ным образом, а именно: оно кажется
достигнутым вопреки
инструменту.
Это, конечно, не так. Более того, нн
один современный рояль не облада-
ет звуком равной выразительности. II
все-таки - иллюзия борьбы! Преодо-
ления там всякого.
.. Это ведь своего
рода глубина эстетической резкости.
А миди-рояль в таком случае можно
обозвать
фото-роботом
новейших
просторов, неизвестных безлошадной
(бескомпьютерной) истории.
Первоначальная одержимость их
открывателей
с десятилетиями
не
пропадает, а только пуще погоняет на-
конец-то найденный двигатель про-
гресса. Порой, правда, кажется, что и
не погоняет вовсе, а как-то впрягается,
что ли.
..
V-b
“Плутон” можно назвать гранди-
озным этюдом. Упражнением на со-
жительство с live electronics, рядом с
которой автор несколько теряется.
Всемогущество
машины
стесняет
мощь чисто музыкальной мысли7. В
творческой практике ограничение
единственное условие свободы.
А
компьютер может оказаться таким
источником возможностей, мощность
которого превышает способность ком-
позитора творчески воспользоваться
им —
то есть ограничить количество
кривых дорожек, которыми можно
пойти, сочиняя как материал,
I так
il
образ его жизни внутри
[ произведения. Мне кажется, эта
неограниченность возможностей
чувствуется в “Плутоне", как н в
других сочинениях Филиппа Ма-
нури. 11а слух она проявляется как
эстетика перечисления, положен-
s’ пая в основу формы. Несмотря на
* это, форма “Плутона” пластична,
течет разнообразно н (казалось бы)
вопреки
методичности работы с эле-
ктроникой и подмерзшим цифровым
звуком. Да и клавирные фигуры по
большому счету сводятся к несколь-
ким базовым разновидностям, отчего
“Плутон” не слишком увлекателен как
клавщтое
сочинение. Кстати, то что
форма в этих условиях выжила, гово-
рит о масштабе композитора
хоть
он, встретившись со своим “сопусом
экс машина”, поклонился ему, как по-
клоняются богам. Возможно, н не
ложным, но, вероятно, преходящим.
“Ego sum Ens. Omnipotens, <.
..>. in
Spiritu Intellectronico Navigans.
..”s Ho
самое ин тересное в том. чему служит
этот detis ex machina. Манури. по его
словам, исследует.
.. особенности и сте-
реотипы пианистической интерпрета-
ции. Попросту говоря, пианист в уме-
ренно виртуозном “Плутоне” может
играть с различными нюансами, а
компьютер будет по-разному реагиро-
вать на разную скорость нажатия или
снятия клавиши, пли ее номер, или
время ее удержания,—
п запускать из
памяти разные события или програм-
мы обработки звука, заранее сочинен-
ные композитором. Всякий раз, стало
быть, опус будет оказываться немнож-
ко иным11
, оставаясь этюдом на измен-
чивость исполнительских привычек.
7 Говоря очень грубо: того, что “можно сметь" или
сыграть |ш |м>яле бе./ллентропики.
8 “Ал семь Сущий. Всемогущим. - . \ и Духе Интел-
лек тропическом Плавающим.
.." (Станислав Лем.
“Альтрумаин". Пер. К. Душемко).
АуяиоМагазим 6/1999
предыдущая страница 85 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 87 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст