82
музыка
Хранитель
фонотеки
(далее
хр.ф.) уже с самого начала фонотеч-
ного обустройства хотел в каждом вы-
пуске давать максимальное разнооб-
разие музык, хотел как можно более
основательно обособить своих персо- v.
нажей. Однако отдельные диски явно
не желали быть отдельными. Они же-
лали общаться друг с другом. Усту-
пая им, хр.ф. в “AM” № 4 (27) 99 сде-
лал некий шаг, сравнив три “Сна в
летнюю ночь" Мендельсона и опи-
сав три диска с импровизациями
виолончелистки Ф.-М. Уитти. Тот
шаг оказался первым в сторону
“Кривой дорожки”.
Не правда ли. блуждая среди по-
лок, мы иногда замечаем краеш-
ком ума, что их обитатели готовы
вот-вот сложиться в какую-ни-
будь случайную ненаучную фи-
гуру. Слипнуться в сюжет. Ну
^
так и пусть слипаются, решил
хр.ф.,—
и для начала запустил “Кри-
вую дорожку" виться вкруг рояля.
Кривая дорожка номер один
Ы1
Joseph Haydn
Variationen und Sonaten
Йозеф Гайдн
Вариации и сонаты
(3-й выпуск)
Андреас Штайер
на копии
клавира
Anton Walter, 1792
Звук: Штефан Шмидт,
Вернер Штрессер
deutsche hamonia mundi 05472 77285 2
72:14
1993 год
(8. 15. 16)
точковом клавире (Андреас Штайер)
и Сонаты и Интерлюдии Кейджа на
кейджевском, то бишь препарирован-
ном, рояле (Джошуа Пирс).
Не будет откровением мысль о том,
что фортепиано разнива-
I
и
///,
EDITION JO H N C X G f
J o h n C a g e
Sonatas & Interludes for Prepared Piano
Joshua Pierce, piano
і
,
\ /
~J
,
>
ч
Г
j
\ X
.
*
\
L
4
А ; I
John Cage
Sonatas & Interludes for pre-
pared piano
Джон Кейдж
Сонаты
и
Интерлюдии
для
препарированного рояля
Джошуа Пирс
Звук: Гретхен Цеклер
U
'ergo 60156-50
55:50
1989 год
(запись 1975 года)
(7. 15. 17)
Начинается она вблизи двух аутен-
тичных исполнений. Это сонаты и ва-
риации Гайдна на гайдновском моло-
лось по пути от резкой отграниченно-
сти, многорегистровости на разных
участках клавиатуры - к идеальной
выровненности и возможно более не-
заметному взаимопереходу этих уча-
стков. Кейдж не хотел этого пути. Он
предпринял попытку новой регисг-
ровки рояля. Инструмент, на котором
записаны пьесы Гайдна, своей упоря-
доченностью подобен кабинету, где
вещи живут в строго определенных
местах. И Кейдж, и Гайдн обитают в
примерно прибранном кабинете1.
Каждая пьеса Кейджа, будь то сона-
та или интерлюдия, выбирает опреде-
ленное количество клавиш и исполь-
зует этот набор как местную констан-
ту. Весь цикл в целом чрезвычайно
разнообразен по звуку, но разбит на
короткие отрезки с неизменными тем-
бровыми свойствами. Вслушавшись в
вариационные циклы Гайдна —
Арн-
етту с вариациями ми-бемоль мажор.
Анданте с вариациями фа минор и Ва-
риации на тему “Gott erhalte”, —
заме-
1
У Гайдна под рукой тома in folio классических ав-
торов; у Кейджа на полках разложены детские пи-
щал кп-брякал кн.
чаешь, что регистровое мышление
Гайдна неуловимо похоже на “пищал-
ки и брякалки" Кейджа. Гайдн упорно
удерживает мелодико-гармонические
фигуры в одних и тех же регистрах,
будто хочет утвердить их вместе с их
тембрами. Этих тембров каждый ре-
гистр молоточкового клавира уме-
-
ет производить весьма ограничен-
ий
ное количество. Поэтому перенос
,, из одного регистра рояля в другой
:'т
).
Для Гайдна означает переинстру-
ментовку. Как и для Кейджа
ведь
Чг
v
это принцип препарированного роя-
; ля. Если насовать в струны побольше
болтов, шурупов, железок и резинок,
одним из следствий будет превраще-
ние рояля в неоктавный инструмент.
Кейдж говорил, что надо забыть, на
чем играешь, и представить себе не-
кую ударную установку.
Но ударную
не значит агрес-
сивную. Нежные Сонаты и Интер-
людии редко достигают динамиче-
ского уровня выше меццо-форте.
Ну просто “Шопен, никому не пока-
зывавший кулака" (Бродский, "Раз-
вивая Платона”). “.
..Но тихие зву-
ки
в
них любовь и дружба"
( Кейдж, “Лекция о ничто”). Напро-
В тив, Андреас Штайер лепит из муд-
I реца Гайдна Гайдна-титана. Скульп-
I туриость, видите ли. жестовость клас-
1 сичееких идиом! (Отчасти так слы-
I шнтся из-за исключительно подроб-
■ нон работы звукорежиссера, который
вместе с пианистом высвечивает тя-
желозвонкий Hammerklavier
и уже
без пианиста делает его грозным.)
Красота у обоих авторов очень хрупка,
она как бы прячется за материальные
звуки. Н оттого что они так прекрас-
ны —
фортепшино
прекрасны,
мы
рискуем не уловить исчезающе малых
величин, которыми занимаются оба
автора.
Ill
Beethoven
Violin Sonatas
Бетховен
Сонаты для скрипки
и фортепиано
“Крейцерова” и “Весенняя”
Томас Цеетмайр
Малколм Фрагер
на молоточ-
ковом клавире
Broadwood. 1805
Звукореж иссер не указан
Teldec
Digital Experience
9031-75856-2
58:52
1986 год
(5. 12. 20)
АуяиоМагазин 6/1999
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст