музыка
ei
В а в и л о м с к а я ^
5
^ = ^
:
'
'
С
-
5
^
А в то р ск а я р уб р и ка Б о р и са Ф и л а н о в ск о го
J. S. Bach
Heart’s Solace
И.-С. Бах
Услады Сердца
(Траурная ода BWV 198, мотеты
BWV 227, BWV 229)
Taverner Consort & Players
Дирижер Эндрю Пэррот
Звук: Д ж он Хэдден
Sony Classical SK 60155
66:19
l9 9 S n > ()
Было ли музыкальное искусст-
во в .нюху Баха в целом (и в церк-
ви Св. Фомы в частности) ма-
лобюджетным? Кому интересно
строго фактическое разрешение
вопроса, может почитать много-
численные
правильные
книги.
Нам же паука не указ. Указ же нам
наука страсти нежной. Услады-то -
сердца, а не чувства исторической
справедливости.
Впрочем, не только сердца. “Sony”
постаралась сколько возможно при-
близить диск как целое к произведе-
нию искусства. Например, выдаю-
щийся (то есть единичный, то есть не
серийный) дизайн призван убедить в
том. что и запись перед нами —
в сво-
ем роде единственная. Много уже вы-
пущено антологических записей, и
много среди них таких, чьи достоинст-
ва мало превышают их ангологизм.
Читай: главная цель которых вызвать
у обладателя диска удовлетворение от
обладания полным собранием чего-
либо. Пусть это будут хоть кантаты
Баха: выпуск этой антологии (Н и-
колаус Арнонкур на пару с Iуставом
Леопхардтом па фирме “Teklec") напо-
минает о супермаркете с его огром-
ным оборотом общедоступной про-
дукции. Время ненасытно охочих до
новой музыки маркграфов и курфюр-
стов оставило нам слишком много од-
нотипной продукции, которой они пи-
тались. Поэтому звукозаписывающая
индустрия вынуждена отходить от
стратегии вееохватиости. К тому же и
противоположная стратегия коммер-
чески выигрышна. Такой диск, как
"Heart’s Solace”, можно сравнить с ве-
щью из дорогого бутика.
Вот мы и пришли к противоречию.
Подобная вещь не может быть мало-
бюджетиой. А на экономические мыс-
ли наводит обыкновение Эндрю Пэр-
рота поручать хоровые партии в ба-
рочных кантатах солистам своего кон-
сорта. Светская “Траурная ода" (“Laß,
Fürstin, laß noch einen St ralil"), создан-
ная на смерть правительницы Саксо-
нии Кристианы Эберхардниы, как и
положено, состоит из арий и хоров.
Хоры ноют четыре-пять человек, и это
совершенно меняет
именно нам
Эмили ван Эвера, Тессе
Боннер, Кэролайн Тревор, Чарлзу Дэ-
ниэлсу и Кристиану Хпльцу.
В другом исполнении “Траурной
оды", ставшем образцовым (La Cha-
pelle Royale Paris, днр. Филипп Хере-
вег, harmonia nnindi France), поражает
как раз обратный фокус. Полноцен-
ный хор там вопиет, как единая душа
& тело. Расхождение между двумя за-
писями принципиальное, и не только
в части хоровых дефиниций. Херевег
сметает любой музыкальный мате-
риал на своем пути к толстокожему
уху (что. ясное дело, не мешает ему
воспроизводить этот материал с ве-
личайшей точностью). Пэррот, на-
против, едва заметно стилизует, еле
слышно акцентируя то жанр (тра-
урный марш во вступительном хо-
ре). то тембр (погребальные ко-
локола в речитативе альта), а то и
сами аутентичные певческие при-
вычки (практически все арии по-
ются весьма чисто и правильно,
но будто откуда-то сбоку.
.. да,
будто “людьми из хора”—
и этот
эффект обратен описанному вы-
ше превращению сольного голо-
са в хоровую партию). Пэррот
дает почувствовать толщу времен, со-
общий рельеф сочинения. Дело в ро-
мкнувшуюся над событием, к кото-
левом контрасте между одинокими
рому приурочена была музыка. Уж,
исполнителями арии и висличным хо-
верно, от Кристианы Эберхардниы и
ром-собором. С одной стороны голос,
костей в земле не собрать. Что ж нам
с другой
голоса.
Как выражались
теперь, взаправду ее оплакивать?
встарь, есть голос и голос. Голос - и
Ответ Херевега безоговорочна ио-
глас. Натуральный хор сим гласом не-
ложительиый, Пэррота
неуверенно
посредственно является. Четыре вока-
отрицательный. Оттого “неуверенно”,
листа его только изображают. Когда
что у него ясно слышен барочный
тенор, отпев речитатив, заводит зачин
культ страдания. Оба мотета - вось-
следующего хорового номера, вы ре-
миголосный “Komm. Jesu, komm” и
альио слышите: конкретный человек,
особенно пятиголосный “Jesu, meine
бывший певцом, становится хоровой
Freude"- исполнены с такой силой и
партией. В квинтете вокалистов, за-
чистотой, что явно дают пищу для не-
меняюшем хор, легко узнаются их
добрых размышлений противников
личные тембры. Тем не менее этот
аутентизма. Да мог ли Бах со своими
квинтет знакомцев нам предлагается
несытыми
певчими
заколачивать
принять за хор. Точнее, поверить, что
столь совершенно? Все равно. Пусть
эти вот двое мужчин н трое женщин
себе исходит от "Heart's Solace" про-
играют роль гласа общины. И только
мат дорогой выделки. Притягатель-
поверпв. можно полностью ощутить
ный запах операционной. Услады сте-
исходящнй от них пронзительный луч
рпльного сердца. (9. 14. 15)
сострадания и мольбы, который про-
бивается сквозь играемую роль. Об
этом вступительный хор: “Принцесса,
______________
ниспошли нам еще один луч!". Вот
ваввввввввввввв
АупиоМагазин 6/1999
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст