м узы ка
67
ударные,
но
музыка,
исполненная
впервые на фестивале “Jazz On Film" в
Сан-Франциско, удостоилась востор-
женных отзывов не только джазовых,
но п кинокритиков: “Казалось, что Ба-
стер Китон сам играл вместе с ними,
настолько музыка соответствовала
всему действию”.
В 90-е годы у музыки Фрпзслла
складывается своя особая каста слу-
шателей —
они могут быть одновре-
менно как поклонниками мейнстрима,
так и приверженцами рока, блюза или
фри-джаза, это не имеет принципи-
ального значения, главное —
чтобы че-
ловек ценил новизну и поиск в искус-
стве. но не был при этом экстремистом
в душе. И тут Билл не подводит своих
фанов и каждые несколько лет меняет
состав. В 1996 году на свет появляется
BillFrisell Quanei —
необычная группа
(и одноименный альбом) без ритм-
секции с Кёртисом Фоулксом (Curtis
Fowlkes) —
тромбон, Роном Майлзом
(Ron Miles) — труба, и Эйвиндом Ка-
пом (Eyvind Kang) - скрипка. В му-
зыке Фризелла ритм всегда занимал
(и занимает) очень важное место, в ре-
зультате инструменты постоянно ме-
няют свои функции
каждый из них
в одной II той же вещи и солирует, II
тут же через минуту берет на себя от-
счет темпа.
В этом ансамбле Фризелл созна-
тельно отодвигает себя отчасти на
роль дирижера, а не солиста — его ги-
тара скрепляет общее звучание и на-
правляет его в нужное русло. При
очень разнотемповых и сложных ком-
позициях это совершенно необхо-
димо, иначе всегда существует риск
"свалиться" с заданного сочетания
темпов. Впрочем, музыканты справля-
ются со сложной задачей без видимых
усилий — звучание альбома, прозрач-
ное, почти невесомое и очень носталь-
гическое. навевает легкую меланхо-
лию, но приковывает к себе внимание
красивыми, почти академическими
мелодиями. Сам Фризелл в интервью
журналу “DownBeat" в 1996 году гово-
рил: “Эта группа, с духовыми н струн-
ными. может исполнять типично ор-
кестровые пьесы.
.. У меня появился
шанс делать более свободные н мас-
штабные аранжировки. Конечно, воз-
никают п проблемы, особенно связан-
ные с согласованностью, поэтому я и
собрал вместе именно этих парней —
у
них потрясающее чувство ритма”.
В начале —
середине 90-х Билл уча-
ствует во множестве чужих проектов:
вместе с Джоном Скофилдом, Джинд-
жером Бейкером, Элвисом Костелло,
Джо Ловано, Уэйном Хорвицем. но
на двух его совместных работах стоит,
пожалуй, остановиться чуть попод-
робнее. Альбом “Weird Nightmare"—
посвящение Чарльзу Мингусу —
на-
верное, самая изощренная и совре-
менная трактовка музыки великого
контрабасиста. Продюсер Хэл Унлл-
нер составил альбом но принципу
один солист —
одна пьеса, и дуэт
Фризелл —
Вернон Рейд исполнил
композицию “Work Song” с такой
страстью н глубиной, что она стала
центральным пунктом всего проекта.
А пластинка 1996 года “Angel Song”,
записанная Биллом с Кенни Уилером
(Kenny Wheeler) — труба, Ли Кони-
цем (Lee Könitz) - альт-саксофон и
Дэйвом Холландом (Dave Holland) —
контрабас, явила нетипичную для ги-
тариста картину. Все вещи на этом
диске — сочинения Уилера, который
когда-то был сайдменом у Фризелла
на альбоме “Rambler”, а теперь они
“поменялись местами”. Эта музыка на
редкость соответствует своему назва-
нию — изумительные,
мистические,
почти неземные лирические баллады:
слышно, что все исполнители настро-
ились “на одну волну”, на одно чувст-
во —
семидесятиминутный альбом с
длиннющими композициями проле-
гает в одно мгновение и хочется слу-
шать его еще и еще. Билл показал, что
ничто человеческое ему не чуждо: его
гитара здесь - сама гармоничность и
чувствительность, ни единой шерохо-
ватости. которая могла бы нарушить
тонкий и возвышенный саунд.
В
1997 году происходит то, что
заставило многих американцев по-
новому открыть для себя творчество
гитариста, а многих европейцев -
несколько усомниться в собственно
джазовой его устремленности. Фри-
зелл выпустил альбом “Nashville”, в
котором тематика кантри оказалась
чуть ли не преобладающей. Появи-
лись типичные для этого жанра инст-
рументы (мандолина, банджо, гар-
моника) и даже местами типичный
кантрн-вокал. Пожалуй, это самый
“народный" и простой альбом Бил-
ла — после “отдания долга чести”
классике и популярной музыке США
в диске “Have A Little Faith” он хотел
показать, что народные американ-
ские мелодии тоже достойны того,
чтобы сделать из них шедевр —
друго-
го рода.
С творчеством Билла Фризелла в
целом, конечно, нельзя ознакомиться
по одной или даже по двум его рабо-
там (что, скажем, вполне возможно с
музыкой Сонни Роллинза или Уэса
Монтгомери). Кого-то оставят равно-
душным
или даже возмутят хард-
роковые приемы, которых много в его
альбомах середины и конца 80-х, дру-
гих собьет с толку полистилистика
последних проектов. Как-то так вы-
ходит, что даже самые преданные
поклонники Фризелла напрочь отвер-
гают некоторые его альбомы, зато те,
кто раньше о нем не слышал, частень-
ко “попадаются” именно на менее ха-
рактерные для него диски. Каждый
ищет в его музыке что-то свое и, как
правило, находит.
Туры по Америке и Англии с клар-
нетистом Марти Эрличем (програм-
ма, посвященная творчеству Джулиу-
са
Хемфилла),
концерты
с Джои
Бароном и Лос-Анджелесским симфо-
ническим оркестром, очередные про-
екты музыки для кино —
Билл Фри-
зелл во второй половине 90-х занят
воплощением далеко не только своих
собственных идей. Но и своих тоже.
..
В течение последних двух лет гита-
рист традиционно меняет состав, со-
кратив его до трио и пригласив в
ритм-секцию Виктора Краусса (бас) и
Джима Кельтнера (ударные) —
музы-
кантов, которые долгое время играли
в рок-блюз-группах (в частности, у
Боба Дилана. Джорджа Харрисона,
Рая Кудера, Джона Леннона, Лайла
Лоуэтта). II вновь очередная странная
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст