М ц н ы к п
Евгений ДО ЛГИ Х
Мне кажется,
я играю нечто ироде того,
что исполнял бы Джим Холл,
если бы он хотел .тучать,
как Джим и Хендрикс.
..
Би. и Ф /ш в е л і
Н
едостаточно
свободный
от
правил для чистого авангарда
и недостаточно традиционно
мыслящий для мейнстрима; логич-
ный, зачастую очень последователь-
ный в своих построениях п тем не ме-
нее абсолютно непредсказуемый: не
сыгравший за всю свою карьеру ни од-
ного действительно виртуозного соло,
однако по опросам журнала “Down-
Beat" четырежды признанный луч-
шим джазовым гитаристом: бесконеч-
но преданный американской музыке н
имеющий в Европе больший успех,
чем в Америке,
таковы далеко не все
парадоксы этого самого неординарно-
го и неоднозначного джазмена послед-
них десяти-пятнадцати лет.
Впрочем, как серьезного музыканта
его воспринимали в джазовом мире и
раньше, но то, что можно назвать сти-
лем Билла Фрпзелла. формировалось
где-то во второй половине 80-х. Он
уже тогда был ниспровергателем джа-
зовой схоластики, нашедшим общин
язык с такими “ловцами новых зву-
ков", как Джон Зори. Тим Берн. Ян
Гарбарек. Марк Джонсон. Уэйн Хор-
впц, Пол Блэй, Пол Мотиаи.
..
Билл Фризе.Li (Bill Frisell) родился
18 марта 1951 года в Балтиморе, а дет-
ство провел в Денвере, штат Колора-
до. Его отец тоже был музыкантом —
он играл на тубе п контрабасе и очень
хотел, чтобы сын, если уж ему сужде-
но идти по стопам отца, стал кларне-
тистом. Поначалу Билл не возражал.
Он занимался с домашним учителем
по часу в день, а гитара.
.. гитара всегда
была просто ради развлечения.
По момент истины наступил, когда
он услышал Пола Баттерфилда, Май-
ка Блумфилда, Би Би Книга н еще
троих музыкантов, которые стали его
кумирами на долгие годы,— Джпми
Хендрикса, Уэса Монтгомери н Джп-
ма Холла. Энергия и непредсказуе-
мость первого, элегантность второго и
в особенности раздумчивость н глуби-
на третьего позже слились в одно це-
лое в собственной манере Фрпзелла.
Возможно, он стал первым джазовым
гитаристом, который наглядно проде-
монстрировал. что играть энергичнее
вовсе не значит играть быстрее.
Но тогда, в конце (Ю-х, Билл изучал
в университете штага Колорадо ком-
позицию п аранжировку п играл на
вечерах п на свадьбах в ритм-секции
больших учебных оркестров —
это
все были
преимущественно
песни
Джеймса Брауна и другие рптм-энд-
блюзы. Учителя-гитариста студенту
пришлось искать самому, н он нашел
Дейла Бранпнгса —
человека, исклю-
чительно преданного джазу. Наступа-
ла эра джаз-рока, появился альбом
Майлза Дэвиса "Bitches’ Brew”, но
Билл оказался на какое-то время "вы-
ключенным" из нового повального ув-
лечения. Он играл вещи Монтгомери.
Холла, разные стандарты. Даже про-
учился один семестр в колледже Бер-
кли в Бостоне, но ему показалось, что
там мало внимания уделяют собствен-
но джазу и слишком много рок-н-рол-
лу, и он оттуда ушел.
Родители Билла переехали в Ныо-
Джерсп, н он решил уехать вместе с
ними. На новом месте ему посчастлп-
вилось: он стал брать уроки у своего
кумира
Джима Холла. Это стало
еще одним поворотным пунктом —
Холл показал ему, как можно нестан-
дартно обыгрывать гармонию,
как
вводить в нее диссонансы, не “выла-
мываясь" при этом напрочь из схемы,
как делать звучание гитары плотным
п в то же время неназойливым. Оказа-
лось, что двумя нотами иногда можно
выразить больше, чем несколькими
аккордами. Молодой ученик усвоил
эту истину даже слишком хорошо -
Билла Фрпзелла. пожалуй, можно на-
звать сегодня самым неторопливым и
притом одним из самых содержатель-
ных гитаристов,
Однако Холл па протяжении более
тридцати лет обходился одним п тем
же стареньким ламповым усилителем
для своей гитары, а Билл, восхищаясь
его изумительным саундом, тем не ме-
нее постоянно возвращался в душе к
другому своему кумиру - Джпми
Хендриксу. Уже вернувшись в Коло-
радо п поиграв в разных составах, он
понял, что одни, стандартный, стиль
это не для него. Вот что он сам пишет
об очередном своем обращении: “Му-
зыка так разнообразна, а все, что я
умел до сих пор. было лишь неболь-
шим фрагментом. II я сказал себе:
« Почему я должен отказываться от че-
го-либо, что мне нравится?» В резуль-
тате я начал очередной поворот. Были
приобретены: фузз. педаль громкости
п ревербератор
одна из самых пер-
вых моделей, использующих магнито-
фонную кассету,—
таких, наверное,
сейчас уже нет. II все эти «прибамба-
сы», только в улучшенном виде, я ис-
пользую п сейчас.
.." Так и произошло
слияние рок-н-ролльиых
гитарных
электронных наворотов с внешне лег-
ким и изящным, но глубоко концепту-
альным джазовым "содержимым” в
музыке Билла Фрпзелла.
Потом было возвращение в Беркли
(1975). встреча с Патом Мэтннн, тоже
еще только начинавшим свою карьеру.
Пат познакомил Билла с человеком,
который впоследствии стал его много-
летним партнером и едииомышлеинп-
А уяиоМ агазин 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 66 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 68 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст