Г о с т и н а я « Ф о н о г р а ф »
с ч и т с
Наши /ости
Эмма Кёркби (Emma Kirkby) и Эптоны Ру-
ли (Anthony Rooley). английские музыканты, впервые при-
ехавшие в Петербург па Второй международный фестиваль
старинной музыка. Их концерт, названный
“Мед из улья" и
составленный из песен Джона Дауленда, стал финалом и
кульминацией всей фестивальной программы.
Сегодня Эмма Кёркби - одна из самых ярких вокалисток
в мире старинной музыки. Ее карьера началась в 1970-х го-
дах, и из участницы самодеятельных хоров и небольших ан-
самблей она вскоре превратилась в высокопрофессиональ-
ную певицу, чье неповторимое сопрано равно востребовано
в отношении самого разного репертуара
от песен Хиль-
дегард фон Бинген или Гийома де Майю до итальянских и
английских мадригалов эпохи Возрож дения, кантат и ора-
торий Вивальди, Баха. Гайдна, опер Пёрселла, Генделя, Мо-
царта. Обширную дискографию Эммы Кёркби составляет
продукция "Hyperion", "Decca". "Philips". "Da capo”. Многие
записи сделаны вместе с Кристофером Хогвудом, по еще
больше совместных альбомов с .Энтони Рули - лютнистом-
виртуозом, который занимается серьезными архивными
исследованиями старинного репертуара, а такж е компози-
цией. Энтони Рули не устает путешествовать во времени,
пополняя свою коллекцию забытыми раритетами, и путе-
шествовать в самом буквальном смысле
с живыми кон-
цертами по всему миру. Это позволяет артисту с легкой
иронией рекомендовать себя как современного менестреля:
"Возмож но, темп путешествия, который для Джона Дау-
ленда в 1597 равнялся скорости шага его осла, изменился, но
страстное желание общаться с публикой .живо и сегодня.
Стремительные разъезды по всему миру лишь для того,
чтобы сыграть неспешную меланхоличную музыку,
вот
ироничный парадокс современности
".
"Мед из улья
"
зто композиция из элегий Дауленда, кото-
рые были оттенены двумя лютневыми навапами его совре-
менника Энтони Холборна. Стройностью и многомерно-
стью сюжет концерта был обязан тому, что за звучанием
песен проступала высокая поэзия Елизаветинского времени,
а за стихами
история интриг и страстей при дворе Ко-
концерты
более
аутеничны”—
н и Э м м а К ё / ж б п и Э н т о н и Р у л и
ролевы -Девственницы. Солнечно теплый голос, оплетенный
нежным лютневым кружевом, служит Эмме Кёркби инст-
рументом для ювелирной работы и поводом для искусней-
шей игры. Можно заполнить эпитетами целые страницы,
пытаясь описать это пение
-
его чистоту и полетность,
чуть ироничную манерность и пронзительную трагическую
остроту, его типично английский тон, его удивительное со-
звучие новейшим эстетическим модам и прач. По. в конце
концов, этот перечень не отразит совершенно особой атмо-
сферы концерта, в котором современное исполнительское
искусство высочайшего уровня слилось с горько-сладкими
шедеврами “певца слез", созданными почти четыре века
назад. То, что петербуржцы услышали 19 октября, не тре-
бует, да и не терпит аналогий. Пет сомнений в том. что
манера Эммы Кёркби и Энтони Рули не подпадает под па-
раметры "музыкальной классики", установленные постро-
мантическим академизмом или же неоконсервативными
традициями "исторического исполнительства". Песни Дау-
ленда, как никакой другой репертуар, позволили артистам
быть самими собой. И музыка п музыканты в течение трех
часов существовали в богатом красочными подробностями
и взрывчатыми парадоксами, по строго замкнутом истори-
ческом контексте.
Все-таки Британия — остров.
..
Э н то н и Р ул и.
Эту весьма специфическую музыку мы
играем но всему свету уже многие годы, я —
30 лет, Эмма —
2 5 .11
такой прием, как в Петербурге, для нас обоих —
боль-
шая удача. Мы очень благодарны вашей аудитории, потому
что ее внимание, активное слушательское соучастие влия-
ли па наше исполнение, и весь концерт стал опытом сотвор-
чества. взаимного обогащения музыкантов и слушателей.
Это прекрасно.
"А у д и о М а г а з и н ".
В каких залах вы обычно выступае-
те? Не показалось ли вам, что Малый зал филармонии
довольно большой, а публика слишком шумная для тихой,
интимной музыки, которую вы исполняли?
Э.
Р.
Однажды мы дали концерт в небольшой комнате
лишь для семи леди, и зто было незабываемо. 11о мы высту-
пали и в Сиднейском оперном театре перед 2500 слушате-
лями, и нам удалось завоевать внимание огромного зала. Я
играл па лютне, Эмма пела соло. Люди желали услышать
эту музыку
и услышали.
II еще немного о качестве слушания. Лютня —
инстру-
мент тихий. Если лютня оказывается в центре внимания, то
работает словно некий микроскоп, она фокусирует сосре-
доточивает слух публики. II во время концерта аудитория
становится все ближе, ближе.
.. В І Іетербурге. как обычно на
наших программах; мы просили не аплодировать между
произведениями, чтобы не пропал этот “концентрат” вни-
мания.
АудиоМагазин 6/1999
предыдущая страница 54 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 56 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст