ва il Второй симфонии Густава Малера
(первая часть). Сочинения эти плав-
ной дугой охватывают почти все “сто-
летие романтизма” н являются той
лакмусовой бумажкой, но которой
проверяются репутации лучших ин-
терпретаторов века XX. Интерес пуб-
лики к ним постоянен и неизменен, не-
смотря на веяния моды или атаки
иных субкультур (имею в виду бароч-
ное историческое исполнительство II
снобизм некоторых ревнителей совре-
менной музыки). На самом же деле,
помещаясь в точке золотого сечения
всей доступной нам сегодня истории
музыки, эти романтические сочинения
являются тем универсальным зерка-
лом, что может поворачиваться и к ба-
рочному прошлому п к минималист-
скому настоящему, отражая в себе н
пред- п пост-историю музыки. Неда-
ром Мария Вениаминовна Юдина (ве-
ликая пианистка с безупречным вку-
сом п историческим чутьем, чье столе-
тие нынешней осенью прошло почти
совершенно незамеченным) говорила
о “готической «Крейелериане»”. а ли-
дер минимализма Александр Рабино-
вич выбрал для своего скандально из-
вестного сочинения “Musica popularis"
не что-нибудь, а знаменитый оборот
с “рахман
111
iobcici i m
терцквартаккор-
дом". О значении же симфоний Мале-
ра для современного композиторского
процесса говорить не буду. Желающие
могут обратиться к статьям Тищенко,
Слонимского, Лютославского, Пенде-
рецкого, Шиитке et cetera.
Интерпретации этих романтических
сочинений сделаны великими мастера-
ми. которые сохранили для нас искус-
ство
ром а I гг
11
чес кого
i icrio.'i
1
и гг ел ь-
ства в пашем веке. Вильгельм Кемпф,
исполняющий “Крепслерпапу” Шумана,
был убежден, что “просто приводить в
действие нотный текст, словно ты су-
дебный исполнитель или нотариус,
призванный заверить подлинность ру-
ки автора,
значит вводить публику в
заблуждение» Задача всякого творче-
ского человека, и артиста в том числе,
состоит в том, чтобы предначертанное
автором отразить в зеркале собствен-
ной личности”. Это кредо великий не-
мецкий пианист воспринял от своих
учителей, о которых полушутя-полусе-
рьезно рассказывал так: “Мой учитель
Генрих Барт занимался у Бю.това и Та-
узнга, те - у Листа, Лист —
у Черни, а
Черни
у Бетховена. Так что стойте
навытяжку, когда разговариваете со
мной”. Именно эти великие традиции
бетховенской эпохи ощущаются в его
интерпретации “Крейслсрпаны”. Неи-
стовый и мрачный романтизм этого со-
чинения умеряется Кемпфом при по-
мощп ясной бетховенской логики, а
мистическая лирика смягчается и при-
обретает почти бидсрмайеровскую за-
душевность. Мне уже приходилось го-
ворить па страницах "AM" об одной
вел и кой in rrepi I регат
111
“ К peiiiviepi i-
аны", сделанной пианистом Мюрреем
I
Iepaiieii. и сравнивать ее с прочтением
знаменитого гофмановекого романа
глазами кота Мурра. Кемпфовская
“Крепслериаиа" увидена мудрым и до-
брым взглядом маэстро Абрагама.
Великий чешский дирижер Рафаэль
Кубелик создал себе имя интерпрета-
цией всех симфоний Густава Малера. В
свое время, в начале 80-х. когда на при-
лавках советских магазинов появились
записи этих симфоний на виниловых
пластинках, были необычайно попу-
лярны споры о том, какой Малер луч-
ше
хрестоматийный немецкий Бру-
но Вальтера, родной, кондрашпнекий,
или экзотический
Кубелика. Тогда
многим казалась чрезмерной характер-
ность в подчеркивании национальных
чешских и моравских деталей ритмики
в малеролскнх скерцо у Кубелика: мно-
го говорили и о том, что целое у него
распадается на серию кунштюков. Се-
годня, но прошествии десятков лег
слушая записи Кубелика, сделанные
фирмой на компакт-дисках, на многое
смотришь по-иному. Во всяком случае,
интерпретация Кубелика Второй сим-
фонии потрясла меня универсальным
трагизмом и мощной волной воли, ко-
торая формирует целое словно бы у нас
на глазах.
О Владимире Ашкенази в старых
советских справочниках не найти ни
слова
женившийся на исландской
подданной и уехавший за рубеж сразу
же после Второго конкурса имени
Чайковского, где он получил вторую
премию, пианист на долгое время был
объявлен у нас персоной non grata. 13
течение долгих лет единственным, что
могли слушать и передавать друг дру-
гу меломаны, была пластинка фирмы
“Мелодия” с записью Этюдов Шопе-
на. блистательно сделанная молодым
Ашкенази. Между тем. всемирная ре-
путация Ашкенази-пианиста, Ашке-
нази-дирижера, Ашкеназп-музыкаль-
ного деятеля
высочайшая, и его имя
сравнимо с самыми великими имена-
ми. Его записи на фирмах “Philips”.
“Deutsche Grammophon”, “EMI” ис-
числяются сотнями. Примечательно,
что ему удается пробить устойчивое
западное клише об амплуа “русского
пианиста" и играть весь романтиче-
ский репертуар, а не только русскую
фортепианную музыку. Хотя для ре-
цензии мною была выбрана именно
его интерпретация Рахманинова
в
Москва,
ул. Васильевская,
дом 2, корпус 2
тел.: 254-47-04
факс: 254-98-07
представляет High-End-компоненты
известной английской фирмы
СОІІеоп
beoeecb
А Н A u d i o
THORgNS pagode :
Royd
L I V I N CJ
V () I c i:
N O T T IN G H A M \ N \ M « ; i I. S T I Ш О
EMPIRE
audio furniture
K \ KR ENTERPRISE
0
Hi iX T k jC
»М П
В продаже всегда большой выбор ЕР.
а та кж е вакуумные
т р и о д ы
З О О В Х Е Б
Дилеры: Москва, "JVC» (095) 214-4230: Москва.
»Nota Plus» (095) 238-1003; Москва. »Электрам»
(095) 181-9292: Москва. -Солярис» (095) 953-3242;
С.-Петербург. «М-Стерео» (812) 233-6347: С.-Петербург,
• Hi-Fi Audio- (812) 325-0916; Екатеринбург, »
Аудио-
13432) 74-1727; представительство »Техно-М», Ка-
зань (8432) 76-9447: Алма-Ата. «Hi-Fi Club» 47-4389
предыдущая страница 46 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 48 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст