mbl 101
Объект искусства или
современная технология?
Это не вопрос — оба эти свойства
объединяют MBL в совершенной
гармонии.
Официальный дистрибьютор MBL
в России, СНГ и Балтии
фирма
Super
Elektron
LV-1001, Латвия,
Рига, ул. Палидзибас, 5
тел./факс: 810 (371) 731-3377
тел./факс в Москве: (095) 797-4748
Не станем заострять на этих мело-
чах внимание. Расскажем лучше об
общеизвестном.
Я уже упоминал, что и ГОСТ и стан-
дарты других стран имеют рекоменда-
ции но организации прослушивания, а
также по обработке н описанию мне-
ний экспертов.
Скажу прямо
требования ГОСТ,
сформулированные на заре эпохи high
end, воспринимаются сегодня с улыб-
кой. Единственное, что мы имеем на
сегодняшний день,
это слабые, не все-
гда конкретные, противоречивые, но:
и)
общепризнанные п
б)
общеизвест-
ные —
так называемые “Рекомендации
AES-20-96". Дальнейшее изложение
мы посвятим рассказу именно об этих
рекомендациях, тем более что на наших
страницах этого никто еще не делал1.
Рекомендации, разработанные в ос-
новном для тестирования АС, содер-
жат более 30 конкретных пунктов
(“локализация", “октавный баланс”) н
на самом деле прекрасно подходят для
субъективной оценки любого комно-
tieiпа ауд|кттракта.
Первая часть рекомендаций затра-
гивает аспекты, касающиеся неравно-
мерности АЧХ тракта (компонента и
т. д.)5, и идентифицируется одним тер-
м if I юм
“спектральная однородность".
В этом разделе речь идет, к примеру,
об
окрашивании,
вызываемом ощуще-
нием спектральной неоднородности
(в простейшем случае —
пиками или
провалами АЧХ) в так называемых
третьоктавных полосах Д/ = log2( [ / +
4 / 1
/)~ ' /3. Скажем, “гудящее”, “ящич-
ное”, “металлическое” окрашивание.
Заметим, что, даже пользуясь обще-
принятыми рекомендациями, мы в ко-
нечном счете тоже употребляем хоть и
устоявшуюся, но в определенной мере
житейскую терминологию (термины
вроде “ящичный призвук”).
Если аналогичные процессы про-
исходят в более широких полосах
Д/ = log2([/ + Д/
\/f) ~
1. говорят об
“октавном балансе". Последний может
заявлять о себе в самых различных
проявлениях. Например, нарушение
октавного баланса: естественность че-
ловеческого голоса (вокал) может быть
утрачена в результате “непорядков" в
районе 160 200 Гц (расположение цен-
тра “октавы”), а аналогичные процес-
сы в районе
\
кГц влияют на “ясность",
от подавления ее до подчеркивания.
1
AF.S-20-96. AKS Recommended practice for profes-
sional audio-subjective evaluation of loudspeaker. N. V.
.
1996.
Понятно, что эта неравномерность может оказать-
ся как реальной, го есть ои|х.*дслясмой приборами,
иногда даже при синусоидальном тест-сигнале, так и
кажущейся, воспринимаемой слухом в силу других,
более сложных и глубоких причин.
Не будем разъяснять н так понят-
ные подпункты Рекомендаций “ба-
дане от низких к высоким” н “ширина
частотного диапазона". Лишь еще раз
обратим внимание читателя на то, что
эти привычные термины в данном
случае относятся не к измерениям, а к
субъективным ощущениям эксперта
.
Широкий круг вводимых Рекомен-
дациями терминов касается простран-
ственных
характеристик звучания.
Здесь эксплуатируются понятия зву-
ковой панорамы, ее равномерности,
расположения, мнимых источников
звука (по-русски
КПЗ, кажущийся
источник, как назвал его мой коллега
профессор-акустик Ю. А. Ковалгин) н
степени их локализации и разделения.
Важный параметр, а с ним н вводи-
мый A ES термин “открытость”, он же
“прозрачность”. Мы в своих статьях
частенько подразумеваем под ним что
угодно, Рекомендации же строго свя-
зывают “прозрачность” с невозможно-
стью локализовать на слух сами аку-
стические системы, что характеризует,
естественно, не только АС, но п весь
тракт. В хорошем тракте слушатель с
закрытыми глазами ни в коем случае
не должен суметь указать направление
на АС, даже при умеренном перемеще-
нии в пространстве, либо покрутив го-
ловой. Учитывая, что Рекомендации
AES-20-96 будет эксплуатировать и
следующая моя статья, пока с этим
разделом покончим.
Важный, хотя и близкий но смыслу
к предыдущему, большой раздел Реко-
мендаций касается передачи характера
пространства (помещения
записи).
Анализируя звучание тракта, эксперт
должен обратить внимание, а затем
доходчиво довести до потребителя
сведения о таких параметрах, как
“и р<
к
трансл неї і ность”, “ді іффузиость”6,
“фазовоеть”.
“ и ередач а
от ношения
прямого звука к реверберирующему”,
“передача
размеров
пространства”,
“спектральная однородность ревербе-
рации". Как видно, в этой группе тер-
минов есть как общепонятные, так и
требующие пояснен ІІЯ.
Например, реверберация
наличие
довеска в звучании объекта, завися-
щего от окружающего пространства.
Ведь всем ясно, что. скажем, скрипка
будет по-разному звучать в концерт-
ном зале, в заглушенной камере, в от-
крытом пространстве, в соборе, в ма-
ленькой комнате. Человек, впервые
оказавшийся в филармоническом зале
на репетиции оркестра (в отсутствие
полутора тысяч слушателей), бывает
Это н том случае*, когда удается носпркиять отра-
женное звучание как приходящее* с разных направ-
лений.
Приглашаем к сотрудничеству региональных дилеров
предыдущая страница 199 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 201 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст