автосалон
-тої
Мощность мощностью, но есть п
другие характеристики усилителя
диапазон частот и уровень собствен-
ных
шумов.
Вспоминаю
про
них
исключительно из вежливости. Сего-
дня только ленивый не обеспечивает
многократный запас по шумам и поло-
се воспроизводимых частот. С поло-
сой частот связываю т иногда еще один
параметр
скорость нарастания вы-
ходного напряжения. Эта тема заслу-
живает внимания. Всегда ли полезна
высокая скорость нарастания? Понят-
но. что эта скорость не дается безвоз-
мездно. что-то приходится отдать за
хорошую цифру в описании. 11а рис. 2
приведены осциллограммы выходных
сигналов двух усилителей, нагружен-
ных на резистор. У первого скорость
выше, но время установления выход-
ного сигнала оказывается большим.
По большому счету, не так важно,
как именно устроен усилитель и какие
процессы в нем происходят при рабо-
те in vitro. Пренебрегать собственны-
ми искажениями усилителя, естест-
венно, не следует, но и забывать про
остальное тоже нельзя. Эту мысль
хорошо иллюстрирует анализ взаи-
модействия усилителя и "головы"
источника сигналов.
Каким должно бы ть входное сопро-
т! I в л е и и е
у си л и тел я
напряжения V
Входное сопротивление идеального
усилителя должно быть бесконечным.
Предположим, что у нас есть такой
усилитель, и мы подключ ил и к нему
источник сигнала. Что мы получим в
результате?
В цепи источника сигнала оказыва-
ются провод и контакты. Вследствие
того, что сопротивление цепи беско-
нечно велико, тока в этой цени нет и ее
можно считать разомкнутой. В про-
воднике есть свободные носители,
обычно
злектроиы. Если ток течет,
то эти электроны дрейфуют по про-
воднику от минуса к плюсу. Если тока
нет, они просто путешествуют по кри-
сталлической решетке, ходят друг к
другу в гости. II глобальные процессы
(магнитное ноле Земли), и всякие ме-
стечковые расклады (статическое эле-
б)
R4
ктрпчество, магнитные поля от зажи-
гания
или бортового компьютера)
приводят к перераспределению носи-
телей в проводе. В результате, кроме
полезного сигнала на выходе такой
цепи появятся разные составляющие.
Мощность этих составляющих мала,
но ЭДС. вызываемая, например, про-
летом какой-нибудь заряженной ча-
стицы. может достигать нескольких
вольт. Эти вольты, попадая на вход
усилителя, звук не улучшают.
Есть и другое неприятное последст-
вие высокого входного сопротивления:
проводник в режиме мпкротока прояв-
ляет не самые лучшие свои свойства.
Когда мощность полезного сигнала
оказывается сопоставимой с мощно-
стью теплового шума электронов в
твердом тело, а также с мощностью шу-
мов поверхности, про качество звука
можно забыть. Шум - он и есть шум.
Но кроме проводника в этой псин
есть еще и контакты. Таинственными
процессами, которые происходят на
стыке поверхностей двух проводни-
ков. можно заниматься бесконечно: от
туннельного эффекта до детектирова-
ния. Давно уже известно, что вели-
чина тока, протекающего через кон-
такт без потерь, ограничена и снизу
и сверху. Возьмите справочник по ро-
ле или переключателям. И нем четко
написано, что реле может коммути-
ровать ток от 0,01 до 1000 мА. И все
механические контакты имеют свой
предел. Для улучшения контакта на
малых токах используется золочение.
Приведу фрагмент из описания уси-
лителя: “Phoenix Cold QX2180: Gold
plated signal input RCA jacks". В пере-
воде: “позолоченные входные гнезда
RCA". Не для красоты их золотят, хо-
тя и красота
не последнее дело.
Мри протекании
достаточного
то-
ка электроны все-гаки преодолеваюi
раздел сред, и контакт налаживается.
Если же ток мал. то он течет как бы
рывками, и звук в этом случае тоже
рваный. В профессиональной техни-
ке часто встречается сопротивление
600 Ом. Цифра сама но себе загадоч-
ная. и почему именно 600
я не знаю.
Но опыт показывает, что 0 дБ (0,775 В)
и 600 Ом
это хорошо.
В любом случае нужно позаботить-
ся о разъемах, особенно —
в автомоби-
ле. Агрессивная среда, перепады тем-
пературы приводят к тому, что разъем
быстро стареет. Простейшие RCA да-
же дома могут подкачать, а уж в авто-
мобиле
гем более. Есть в семье RCA
очень даже неплохие экземпляры. И
по форме и по содержанию заслужи-
вают только одобрения. Но все они
болеют семейным недугом: пригодны
только для несимметричных линий, а
симметричная .hihihi все-таки лучше,
особенно —
в автомобиле.
Если речь идет об усилителе напря-
жения, то входное напряжение долж-
но быть приложено к двум точкам.
Одна нз этих точек может быть соеди-
нена с корпусом
тогда вход усили-
теля называют несимметричным. У
симметричного входа обе эти точки
“висят в воздухе".
Важнейшее свойсгво симметрично-
го входа состоит в том. что усиливает-
ся только разность потенциалов меж-
ду этими точками, независимо от того,
как распределяются другие сигналы
(пли помехи) в системе. Если сигнал
попадает только на один входной кон-
такт (см. рис. Зя). то на выходе ничего
пег. К сожалению, не всякий вход, на-
зываемый симметричным, обладает
этим свойством (см. рис.
36).
Усилитель с симметричным входом
особенно хорош в автомобиле, потому
что нечувствителен к помехам, попа-
дающим на вход. Я с такими автомо-
бильными усилителями знаком пока
только понаслышке. С позиций поме-
хозащищенности даже суррогатный
балансный вход лучше небалансного,
потому что при этом “развязаны" кор-
пуса устройств, нет лишних петель.
О нелинейных искажениях много
говорить не нужно. У современных
усилителей К, меньше чем 0.01%
эта величина безусловно ниже порога
слуховой
заметности.
И
не будет
слышно никаких искажений, если они
действительно меньше чем 0.01%. По-
чем)' же тогда одни усилители позво-
ляют получить звук просто отменный,
а другие
не очень? 11 почему усили-
тели с очень близкими собственными
параметрами звучат по-разному? Как
уже было сказано, усилитель —
это
связующее звено всей системы и рас-
сматривать и обмерять его как отдель-
ное устройство, без учета связей и вза-
имодействий. не следует. О некоторых
взаимодействиях (УНЧ + АС) было
упомянуто в этой статье. В следую-
щем номере мы обязательно рассмот-
рим этот вопрос более детально.
4
Рис. 3. Варианты построения балансного входа: а) хороший, б) обычный
А уаиоМ агазин 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 102 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 104 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст