автосалон
99
В
ся электронная аудиотехника
основана на усилителях. 1! в
обычной системе звуковоспро-
изведения. п в домашнем кинотеатре,
її в автомобиле —
усилитель, как гово-
рится. на усилителе сидит и усилите-
лем погоняет. Рассматривать сразу все
усилители едва ли разумно, и сегодня
мы ограничимся только теми, которые
стоят в самом конце автомобильного
звукового тракта, то есть непосредст-
венно перед акустическими системам и.
Какими же свойствами должен об-
ладать идеальный усилитель? Если
ставить вопрос в самой обшей форме,
то ответ будет звучать так: входной и
выходной сигналы усилителя должны
различаться только величиной. На
входе маленький сигнал, на выходе —
большой.
У реального усилителя входной и
выходной сигналы различаются не
только мощностью, остальные отли-
чия выходного сигнала от входного
это искажения, вносимые усилителем.
Искажения принято делить на две
группы
- линейные и нелинейные.
Линейные искажения не приводят к
появлению в спектре выходного сиг-
нала каких-то новых составляющих
но сравнению со спектром входного
сигнала, они только изменяют соотно-
шения между ними. Если изменяются
соотношения амплитуд спектральных
составляющих, тогда говорят об иска-
женнях ДЧХ. Если изменяется соот-
ношение фаз составляющих
налицо
фазочастоті і ые искажен и я.
Нелинейные искажения приводят к
появлению новых спектральных со-
ставляющих. Если частоты новых со-
Рис. 1. Основные взаимодействия, вызываю-
щие появление интерфейсных искажений
ставляюших кратны частотам исход-
ных. то
мы
имеем
гармонические
искажения. Может оказаться, что но-
вые спектральные составляющие не
являются гармониками исходных сиг-
налов, но искажения все равно
нелинейные.
Можно различать искажения но ха-
рактеру воздействия на усиливаемый
сигнал, а можно классифицировать их
но другому признаку
но источнику
появления. В этом случае часть иска-
жений
это собственные искажения
усилителя, именно про них и пишется
в технической документации на аппа-
ратуру. Кроме собственных есть еще
искажения, которые возникают при
взаимодействии усилителя с окружа-
ющей средой.
На рис. 1
показаны основные взаи-
\ юле йстви я, выз ы ваюі и не
11
оя в л енне
интерфейсных искажений1. На выход
усилителя воздействует реакция аку-
стической системы. Вход усилителя
тоже не является идеальным, здесь
присутствуют сигналы от усилителя,
которые идут навстречу потоку полез-
ной информации: со входа усилителя
на выход источника
головного уст-
ройства.
Усилитель создает также
пульсации напряжения бортовой се-
ти, которые влияют на всю электрони-
ку, имеющуюся в автомобиле.
Усилитель —
связующее звено всей
С
11
сте мы з ву ко вое п роиз веде пня. Он
может стать для звука точкой опоры, а
может
камнем преткновения, о ко-
торый звук будет спотыкаться.
Таким образом, рассматривать уси-
литель в отрыве от остальной ап-
паратуры
занятие не слишком пер-
спективное. В автомобиле важность
интерфейсных искажений еще выше,
автомобильная аудиотехника работа-
ет с невысоким напряжением н боль-
шими токами, а именно токи и со-
здают большую часть интерфейсных
трудностей.
Начнем с рассмотрения собствен-
ных свойств усилителя. Каким бы хо-
телось видеть идеальный усилитель?
І Ідеальний усилитель напряжения
должен иметь нулевое выходное со-
противление и достаточное напряже-
ние сигнала на выходе. Что означает
“достаточное"? Ответ несложен. Уси-
литель не должен выводить из строя
акустические системы. Если сопро-
тивление АС равно
5
Ом, а макси-
мальная допустимая мощность равна
500 Вт, то усилитель должен давать
напряжение 50 В
его можно считать
достаточным.
Как быть с током? В случае исполь-
зования активной нагрузки макси-
мальный ток, мощность и напряжение
с вяза мы
простыми
за виси мостя ми:
Р
и 2/К
I2R. Акустическую систему
можно назвать активной нагрузкой
только в том смысле, что она активно
создает трудности для усилителя. Ес-
ли фазы тока и напряжения в нагрузке
не совпадают, то результат для усили-
теля может оказаться неожиданным.
Предположим, что модуль сопро-
тивления нагрузки равен 5 Ом. а на-
пряжение на выходе усилителя 50 [5.
1
Втрныс .»тот термин ист реггнл г я мне
I !
статьях ІІЛ-
ІИ
•СТІННІ)
нашим читателям М. Отала.
А улиоМ агазин 6 /1 9 9 9
предыдущая страница 100 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн следующая страница 102 АудиоМагазин 1999 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст