автосалон
97
“резать” высокие частоты в канале
сабвуфера, то звуковая сцена возвра-
щается на место, по становится замет-
ным провал АЧХ.
Именно по слуховым критериям
была отрепетирована АЧХ каната саб-
вуфера. Частота среза ФНЧ в канале
сабвуфера была установлена равной
120 Гц. Так был достигнут баланс меж-
ду стереофоническими искажениями
н искажениями АЧХ.
Мид-бас/СЧ
Как уже было сказано, головка мод-
баса “DLS U6" работает в боксе. В
этом случае среднечастотную головку
“DLS U2.5” можно просто поставить
на обшивку двери. Так что ни собствен-
ной головой, ни конем рисковать при
установке СЧ-головки не придется.
Единственной неприятностью являет-
ся то, что под обшивкой двери могут
возникнуть стоячие волны н начать
резонировать элементы конструкции.
Основные резонансы двери
низ-
кочастотные, в диапазоне до 500 Гц, а
открытая СЧ-головка таких сигналов
в дверь практически не излучает.
При неудачном стечении обстоя-
тельств могут появиться призвуки,
возрастет неравномерность АЧХ, вы-
зываемая резонансными явлениями в
полости двери. Перед тем как монти-
ровать СЧ-головку, весьма желатель-
но обработать дверь п проверить, нет
Рис. 2. Принципиальная схема
разделительного фильтра
трехполосной акустической
системы "DLS U36”
ли резонансов. 11ри наличии даже ми-
нимального комплекта приборов для
электроакустических измерений эта
задача легко решается без жертв и раз-
рушений.
Обычно в канале сабвуфера исполь-
зуется активный кроссовер. Сделать
пассивный ЬС-фильтр с частотой сре-
за 50 или 80 Гц непросто, гораздо де-
шевле п удобнее
активный фильтр.
В активном фильтре нетрудно изме-
нить АЧХ. это упрощает согласование
мид-баса с сабвуфером. Основные
трудности первого раздела частот
механические: трудно найти место для
ящиков достаточного объема.
I [ассивный разделительный фильтр
в трехполосной автомобильной АС
“DLS U36” (см. рис. 2) сконструиро-
ван под некое среднее вероятное рас-
положение компонентов в простран-
стве. Насколько реальность оправдала
ожидания, станет ясно только после
монтажа н настройки аппаратуры в
машине. В “Максиме” все получилось
складно. Мид-бас и СЧ “сшились” без
потерь. Видимо, разработчики филь-
тра предполагали, что эти головки
будут расположены на близком рас-
стоянии друг от друга (см. фото).
Можно было бы взять активный пе-
рестраиваемый фильтр и отдельные
усилители на все полосы, в этом слу-
чае получается очень гибкая и качест-
венная. но очень дорогая система. Ес-
ли для сабвуфера в любом случае
приходится использовать отдельный
усилитель, в котором, как правило,
уже имеется активный фильтр, то
остальные разделители чаще всего —
пассивные. В этом случае заметно
уменьшается число степеней свободы
и возможность настройки системы
"по месту”, зато п цена резко падает.
СЧ/ВЧ
С согласованием СЧ/ВЧ пришлось
изрядно повозиться. СЧ-головка уста-
новлена в двери, а ВЧ —
на стойке. И
изрядное расстояние между головка-
ми, и лобовое стекло около ВЧ-голо-
вки —
все сыграло свою роль. “Род-
ные” головки не захотели работать в
тех условиях, которые им были предо-
ставлены. Что делать в таком случае?
Можно дорабатывать разделнтельн ый
фильтр, учитывая особенности разме-
щения головок. Можно изменять по-
ложение головок, например отодви-
нуть ВЧ-головку подальше от стекла
или, наоборот, приблизить.
И тот и другой путь не вызывают
энтузиазма. Что налево сдвинуть го-
ловку, что направо — радости мало.
Фильтр не приспособлен для переде-
лок. если не сказать больше. Можно
уменьшить индуктивность, отмотав
несколько витков, это нетрудно, но
как ее увеличить и что делать с емко-
стями фильтра? Проще сделать новый
фильтр, чем переделывать имеющий-
ся. А делать новый фильтр —
это не
особенно масштабная ПИР, но все же
требующая приличного времени и за-
метно удорожающая систему.
І Іопск более подходящего места для
ВЧ-головкн тоже не панацея. Слиш-
ком много противоречивых требова-
ннй предъявляется к месту ее уста-
новки. Для сохранения формы звуко-
вого сигнала необходимо, чтобы его
составляющие, имеющие разные часто-
ты. достигали уха слушателя одновре-
менно. Лучшие в этом смысле резуль-
таты получаются, когда акустическая
система имеет всего одну широко-
полосную головку. Если же головок
несколько, то пути разных спектраль-
ных составляющих сигнала от источ-
ника к слушателю оказываются разны-
ми. Разделительные фильтры вносят
фазовые сдвиги, сами головки тоже
искажают форму сигнала, сказывается
и различие расстояний от головок до
слушателя.
Проще всего оценивать фазовую
характеристику системы “в лоб”, по-
ставив микрофон там, где будет нахо-
диться ухо слушателя. Подавая на
вход системы сигналы разной часто-
ты. я измеряю с помощью АТВ время
задержки сигнала. По большому счету
неважно, что именно привело к за-
держке сигнала, это полезно знать для
анализа ошибок. Для оценки мне
вполне достаточно информации о том,
что сигналы всех полос достигают
пункта
назначения
одновременно,
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 98 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 100 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст