увеличиваются фазовые искажения
сигналов. Но сути, налево пойдешь —
стереопанораму потеряешь, направо
фазовые искажения получишь.
Что же мы имеем в итоге? Хорошо
бы взять ФНЧ с не слишком крутым
спадом ЛЧХ и достаточно низкой ча-
стотой среза. Именно так. кстати, и
устроен канал СНЧ (в кинематографе
прижилось русское название “канал
сверхнизких частот”— СНЧ) кинотеа-
трального звукоусилительного ком-
плекса. II зазвучало бы все хорошо,
если бы мид-бас удалось согласовать с
таким сабвуфером.
Если сабвуфер закрывает диапазон
частот до 60 Гц, то отсюда и должен
принимать эстафету мид-бас. Прин-
ципиальных проблем в построении
такого низкочастотного мид-баса нет,
есть непринципиальные, но решать их
очень трудно: впереди пет места для
бокса. Можно просто установить го-
ловку на обшивку двери, она хорошо
защищает от акустического коротко-
го замыкания на низших частотах, и
80 Гц можно получить без особенного
труда. Но внутри двери, к сожалению,
находится масса всяких железок (руч-
ки, стеклоподъемник и нр.), которые
имеют неприятное свойство резони-
ровать. И виброустойчивость самой
двери явно недостаточна, ее необходи-
мо доработать. Есть специальная виб-
розащитная краска, можно оклеить
дверь аккуматом или другим матери-
алом. но полностью исключить ре-
зонансы чрезвычайно трудно. При
повышении звукового давления что-
нибудь в двери обязательно начнет
дребезжать
такова цена за монтаж
головки в дверь.
Громкость можно обеспечить, по-
ставив мид-басовую головку в бокс.
Исчезает излучение тыльной стороны
Диффузора, не мешают вибрации и ре-
зонансы двери. Звук получается от-
личным при условии, что и в закрытом
ящике
нижняя
граница
воспроиз-
водимого диапазона частот получается
достаточно низкой. Для
мид-басовой головки ну-
жен ящик объемом 10 л
или даже немного боль-
ше. Объем ящика влияет
на два параметра акусти-
ческой системы: на часто-
ту резонанса
1\
и доброт-
ность Qtg.
Для мид-баса Q,s =
1
все-таки многовато, так
что на объеме ящика луч-
ше не экономить. Можно
попробовать встроить та-
кой бокс в торпедо, мож-
но и в дверь, но не всегда
подобная попытка оказывается ус-
пешной. Объем иод обшивкой двери
достаточно велик, но свободного ме-
ста для размещения бокса там совсем
немного. Можно, конечно, отказаться
от стеклоподъемника, убрать тяги от
ручек к замкам, и саму дверь сделать
немного потолще. Upgrade двери поз-
воляет установить в нее бокс доста-
точного объема, но ездить на машине с
такими дверями не очень удобно.
Для “Максимы” были взяты голо-
вки из трехполосной системы “DLS
U36”. II сами по себе головки очень
даже неплохие, и фирма обеспечивает
установщиков полной справочной ин-
формацией. Зная электромеханиче-
ские параметры головок (параметры
Тиле
Смолла, в таблице приведены
только
основные
из них), гораздо легче
решать задачи по разработке акусти-
ческого оформления.
Головка мид-баса (“DI.S U6”) уста-
новлена в боксе. Это, естественно,
компромисс. Помещение головки в
бокс практически исключает влияние
внутренностей двери на звук, что по-
лезно, но зато в боксе повышается ре-
зонансная частота головки. В нашем
случае она равна почти 150 Гц. Для по-
лучения гладкой суммарной ЛЧХ надо
было бы сигналы частотой до 200 Гц
отдать сабвуферу. В этом случае ЛЧХ
получится равномерной, но часть зву-
ковой панорамы окажется сзади. Если
фильтр первого порядка, то 50 дБ за-
тухания мы получим на частоте, при-
мерно в 9 раз более высокой, чем ча-
стота среза. А фильтр третьего порядка
сделает это в три раза быстрее. Конеч-
но, играет роль не только порядок
фильтра, но его структура. Для приме-
ра па рис. 1
приведены несколько ЛЧХ.
Все эти ЛЧХ относятся к фильтрам
третьего порядка, но различия между
ними бросаются в глаза, то есть выби-
рать нужно не столько частоту разде-
ления, сколько тип фильтра.
10
20
50
100
200
I
.
Гц
Рис. 1. Амплитудно-частотные
характеристики трех фильтров
третьего порядка
Заманчиво выглядит предложение
взять фильтр с большой крутизной
среза. Можно было бы поднять часто-
ту разделения сабвуфер/мид-бас хоть
до 200 Гц. И никаких стереофониче-
ских искажений! Только вот у таких
“крутых" фильтров обычно велика не-
равномерность ГВЗ —
группового вре-
мени задержки, заметны и переходные
искажения, фильтр “звенит”, что нс
приносит
пользы
звуку.
Берешь
фильтр “покруче” - можно поднять ча-
стоту разделения сабвуфер/мид-бас.
упростить мид-басовый излучатель, но
АудиоМагазин S/1999
предыдущая страница 97 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 99 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст