А у д и о м о б и л ь
Auto Doctor
n Maxima
рассматривают не один, а два независимых эксперта
Михаил СЕРГЕЕВ
' Есть задачи, которые можно решить
"но формуле". Разобрался в условиях,
подобрал нужную формулу —
и все
получится. Главное, ничего не забыть
п не наделать ошибок. Есть другие за-
дачи. к которым с формулами не под-
ступишься. Что-то надо делать, но что
именно? Налево пойдешь - коня по-
теряешь, направо пойдешь - голову
сложишь, а если прямо - то и коня и
голову. Подобные задачи приходится
решать при инсталляции аудиоаппа-
ратуры в салоне машины.
Что же надо сделать, чтобы по-
лучить музыку в авто? Нужно взять
источник сигналов, усилители, аку-
стическую систему и установить все
это в салоне. Если перевести поста-
новку задачи на язык формальный, то
получим следующее: нужно уладить
противоречия между свойствами слу-
ха, акустическими характеристиками
конкретной машины и кошельком.
Первый шаг
компоновка. Что имен-
но поставить и куда. С источником си-
гналов и усилителями дела обстоят
несложно. Есть, конечно, и в этом
свои нюансы, но самое трудное - это
акустические системы.
Хорошо, когда пара АС установлена
впереди, симметрично относительно
слушателя, именно так мы привыкли
слушать музыку дома. В машине такое
расположение невозможно, потому
что, как правило, места для широко-
полосных АС впереди нет. Приходит-
ся идти на разные хитрости, разметая
головки не там где хотелось бы. а там,
где есть место. И что же получается в
результате? Сабвуфер —
сзади, голо-
вки мид-баса и СЧ —
в дверях, “пи-
щалки"—
в стойках. Возможны
д ругие
варианты, например СЧ-звено —
в
Торпедо,
по принципиальной разницы
нет.
Следующий шаг —
разделение спек-
тра сигнала между головками. Можно
начинать делить спектр с верхних ча-
стот, можно с нижних
- это неважно.
Начнем снизу.
С позиции слуха частоту разделе-
ния сабвуфер/мид-бас надо пони-
жать. Но понижение частоты разделе-
ния
это увеличение мид-басового
излучателя. Налево пойдешь —
сте-
реофонию потеряешь, направо пой-
дешь
с инсталляцией намучаешься.
Примерно так выглядит вопрос вы-
бора частоты разделения сабвуфер/
мид-бас. Если спектр излучаемого
сабвуфером ш т а т а попадает в “сте-
реофоническую полосу частот”, то
возникает неприятный эффект —
сте-
реопаиорама смещается назад, иист-
рументы раздваиваются, барабан, на-
пример, слышен и спереди и сзади.
Для уменьшения заметности этого де-
фекта частоту разделения сабвуфер/
мид-бас хотелось бы иметь пониже.
Возникает естественный
вопрос:
пониже —
это где: 300 Гц, 100 или да-
же 50? На каких частотах слух пере-
стает воспринимать направление на
источник сигнала? Принято считать,
что ниже 300 Гц стереофонии нет. Но
это не означает, что все сигналы часто-
той до 300 Гц можно отдать сабвуфе-
ру, совсем наоборот: верхняя граница
спектра сигнала, излучаемого сабву-
фером, не должна превышать 300 Гц.
Сам термин “верхняя граница" тоже
нуждается в уточнении: насколько
должен быть ослаблен сигнал, излуча-
емый сабвуфером на частоте 300 Гц.
ч тобы слух его не заметил?
Разные
исследователи
называют
разные величины, от 30 до 60 дБ. Мой
опыт показывает, что 50 дБ —
это от-
лично, 40 —
приемлемо. Но мы пока
не продвинулись ни на шаг в опреде-
лении частоты разделения. Можно
иметь частоту разделения 100 Гц и по-
давление 50 дБ на 300 Гц, а можно
при частоте разделения 200 Гц иметь
такое же подавление высокочастотных
составляющих, это зависит от крути-
зны спада АЧХ фильтра. Если взять
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст