Православному Стравинскому этот
охранительный образ мысли был с
детства знаком. Русская ортодоксия
веками удерживает свое богослуже-
ние в рамках примитивных поделок из
десятка аккордов. Будь Ватикан та-
ким же ревнителем, не было бы у
всех
нас ни Палестрины, ни Джсзуальдо,
ни Ave Maria Брукнера5. Разница меж-
ду политикой церквей в “музыкаль-
ном вопросе” гораздо более ощутима,
чем разница между православием и
советским государством (с его Поста-
новлением 1948 года) в их отношении
к музыке.
13
Не все ли равно, кто и кого требует
воспевать? Смотрите фильм Сергея
Параджанова “Аншк-Кернб”. Глав-
ный герой-музыкант последователь-
но проходит служение всем мысли-
мым правителям. И, воспевая их, он
нимало не вредит своему искусству,
а лишь оттачивает его. Совсем как
кифареды и авлеты времен высокой
античности, Прокофьев —
автор ге-
ниально-издевательской “Здравицы
Сталину” и кантаты “К ХХ-летию Ок-
тября". или Люлли с его пятнадцатью
прологами пятнадцати опер, содержа-
щими наибесстыднейшне восхвале-
ния Луи XIV.
14
Обычай
внемузыкального оправда-
ния
сохраняет действенность в сфере
и музыкального производства, и му-
зыкального потребления. Если автор
при сочинении исходит из неких рас-
четов6, или опирается на математиче-
ские модели7, или на литературную
программу8, или на другую музыку9,
или строит сочинение как разверну-
тый комментарий к метафоре10, по-
черпнутой опять же на стороне, или,
наконец, играет в разные игры одно-
временно —
он тем самым попадает
в середину обеих наших триад.
Музы-
5 I le будем говорить о протестантах, которые еще ак-
тивней католиков поощряют новую музыку и видят
в ней самостоятельную единицу духовного движе-
ния.
6 Легче сказать, кто со времен Веберна из них
не
ис-
ходил.
7 Хрестоматийный пример
Ксенакис, но есть и
Фернехоу. п І Іллкарроу; да водь и Моцарт как-то ба-
ловался сочинением при помощи игральных костей!
н
Тут надо было бы перечислить едва ли не всю по-
слевоенную музыку. Для примера приведем имена
Ноно, Булеза. Диттриха, Каймя. IНелей. Саарнахо;
туда же строится вся французская школа, начиная с
Мессиана. Вообще, comme il faut, которого разнооб-
разные западные тусовки требуют от автора опуса,
это броское название (не
симфония,
не
концерт)
п
четкая ведущая идея на продажу. Это ли не победа
Слова. KOTojKK* по чистой случайности оказалось в
начале?
9 Страви иски й -нсоклассн к.
10 Швейцарцы Мишель Жаррсль и Кристоф Дельц.
ка
порядок - время:
надо инстинк-
тивно призвать извне порядок ради
победы над физическим временем в
отдельно взятом сочинении11.
Музы-
ка —
голос — слово
: голос есть все то,
что использует немая (но звучащая)
материя, чтобы найти себе место во
всеобщем культурном соглашении. То
есть в том, что при широком понима-
нии можно вложить в понятие “слово”.
15
Эта последняя задача
вписать-
ся
стоит перед искусством тем явст-
веннее, чем более оно свободно.
16
Известнейший в истории новой му-
зыки факт: сочинение Ксенакиса “Ме-
тастазис” представляет собой звуко-
вой аналог павильона на Всемирной
Брюссельской выставке 1958 года. В
нем композитор использовал матема-
тические
формулы,
описывающие
кривизны и пропорции грандиозной
времянки Ле Корбюзье - Ксенакиса.
Менее известно, как высказался по
поводу первого исполнения “Метаста-
зиса” Стравинский:
“Меня восхищает
экономия. Я с надеждой смотрю в бу-
дущее и вижу, как последователи Ксе-
накиса пышут музыку, которая одно-
временно подсчитывает сумму налогов
и указывает, где вести городское стро-
ительство".
Ирония, как всегда, убий-
ственна. Только здесь она попадает в
“молоко”. Ведь в данном случае “по-
лезностью”, на которую так ополчает-
ся Стравинский, и не пахнет. Он пере-
путал: как раз здесь музыке служат
другие общественно полезные искус-
ства. “Метастазис”, говоря историче-
ски, это апофеоз никчемности, не
только не подлежащей утилизации, но
и присваивающей труды точных наук
ради бесполезного художества. То есть
максимально чистое искусство.
17
Рассмотрение способов взаимодей-
ствия музыки и слова могло бы запол-
нить не одну диссертацию. Поэтому
наш обзор не может претендовать на
какую бы то ни было полноту. Это
скорее беглый эскиз, очерк будущей
подробной карты.
Инструментали-
сты нередко должны петь или речити-
ровать, в том числе и одновременно с
игрой на инструменте (а иногда п с ак-
терской игрой). При всем многообра-
зии достигаемых эффектов общее
11 Хоть дергать за рукав автора “Доктора Фаусту-
са"
давно уже дурной тон. но его черт здесь как
нельзя кстати со своим “Я против творений как та-
ковых" и “Время
самое лучшее и настоящее из то-
го. что мы даем".
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ИЗ ГЕРМАНИИ
MB
QUA
RTI
предыдущая страница 84 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 86 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст