Другие участники теста: Arcam Alpha 7R, Creek 4330R,
Denon PMA-735R, JVC AX-R5, Marantz PM-68. Pioneer
A-607R, Sony TA-FB920R, Technics SU-A800DM2, Yamaha
AX-592
"Внешне он очень похож на C320. признанный нами Лучшей
покупкой среди усилителей 1998 года, предлагает всего лишь на
25% больше.мощности (50 Вт/канал), использует ту же техноло-
гию. а стоит на 70 фунтов дороже. Учитывая очень хороший звук
С320-ГО, можно спросить: что же добавилось за эти деньги?
Однако после включения становится ясно, что С340 оправды-
вает каждый пенни на своем ценнике.
.. Несмотря на небольшую
паспортную мощность дикие динамические скачки для этого
50-ваттного чуда представляют не большую сложность, чем
прогулка в парке”.
средство для насыщения не только
ушей, но м ума. Теперь от нее осталось
не только прекрасное воспоминание,
но и более точное знание. А ведь имен-
но точное знание и есть то, что призна-
ется другими,—
и, стало быть, имеет
общественный вес. Музыка таким об-
разом
включилась
в
социальную
жизнь индивида —
чего без аннотации
могло и не случиться. Так
общество
слово
прибирает музыку к рукам.
8
Выгоды от музыки начали домо-
гаться давно —
тогда, когда она еще не
была искусством. У греков риторика
относилась к изящным искусствам, а
музыка —
к точным наукам. Точное -
значит всеобщее, обязательное.
“Если
человек допускает, чтобы мусическое
искусство заворажшапо ем муками
флейт и через уши, словно через ворон-
ку, вливало в его душу.
.. сладостные,
неж ные и печальные лады; если он про-
водит жизнь то жалобно стеная, то
радуясь иод воздействием песнопе-
ний.
.. если, не делая передышки, он не-
престанно поддается такому очаро-
ванию. то он.
.. ослабляет свой дух, пока
не ослабит его совсем”
(Платон. “Госу-
дарство”, III, 411а).
“Если же дети с самого начала бу-
дут играть как следует, то благодаря
мусическому искусству они привыкнут
к законности.
..
(Там же, IV, 424с).
9
Читая Платоново “Государство”, осо-
бенно снисходительно мы улыбаемся
там, где описывается роль искусств
как средства воспитания законопо-
слушных граждан. Для нас, конечно,
искусства —
это то, что не подчиняется
нормам, что живет вне области дол-
женствования и даже здравого см ысла.
Но так ли уж охотно мы прощаем му-
зыке ее своеволие и бесполезность?
Так ли охотно готовы допустить, что-
бы музыкальное произведение было
не только не понято нами, но и не
влекло ровно никаких практических
последствий?
10
Траурно-триумфальное Постанов-
ление НК 1948 года было дьявольски
удавшейся попыткой изъять из обихо-
да целую эпоху музыкальной истории.
Сверху спускали установки на чистоту
идейную и, смешно сказать, стилевую
(да-да, чуть ли не ладовую!).
Сверху старались, вполне в духе
Платона, изничтожить формализм.
Однако музыка не способна нести ни-
какого “содержания”, доступного кон-
тролю или хотя бы воздействию. Ее
суть —
распределение во времени зву-
чащих фигур и объектов. Музыка есть
форма, а мало-мальски серьезный со-
чинитель по определению не может не
быть формалистом. Но это объектив-
ное стремление власти к невозможно-
му — подавить сущность целого вида
искусства4 —
по прошествии времени
дало удивительный конгломерат ху-
дожественных намерений, сходных,
пожалуй, только этически. Чрезвы-
чайно по-русски —
быть “больше чем
поэтом”
(художником,
композито-
ром). Высочайший погром 1948 года
произвел волшебное действие, укре-
пив в российских композиторах это
обыкновение.
11
11о уже задолго до сорок восьмого
года Платон от имени Сократа при-
знается чистосердечно:
“Не разбира-
юсь я в музыкальных ладах, но ты
оставь мне тот, который.
.. подражал
бы голосу и напевам человека мужест-
венного.
.."
Это п значит: между мной
и искусством стань посредник! Скажи
мне, что хорошо, а что дурно. Что я
должен
испытывать при звучании раз-
ных ладов? Ладно, божественного
Платона не пробирает музыка, совре-
менная божественному Платону,— но
ее можно объяснить, кодифицировать
н таким образом оприходовать, задей-
ствовать, утилизировать. В том числе
н при строительстве “Государства”.
Примечательно, что сам философ не
испытывает укрепляющего или, на-
против. растлевающего воздействия
музыкальных ладов
сведениям о та-
ком воздействии он готов доверять, не
проверяя. Значит, эволюцию претер-
пели лишь оттенки здравого смысла, с
которыми надобно справляться, сор-
тируя мусическое искусство. Факти-
чески, с нашей горькой точки зрения,
Сократ призывает на свою голову ав-
тора аннотации к концерту, вышестоя-
щего искусствоведа.
12
Можно было бы п оставить, за да-
вностью лет, диалог с Платоном
нехорошо пинать безответный антик-
вариат. Но вот поди ты, тот же Стра-
винский н не думает о примирении.
"Моя духовная музыка служит проте-
стом против платоновской тради-
ции.
.. считать музыку аморальной".
Не Платон безответный опасен — опа-
сен образ мысли, повлекший за собой
долгое, даже по историческим поняти-
ям. давление на целый вид искусства.
1
Оно, конечно, не могло быть осознано и высказано
не только глашатаями, но н жертвами идеологиче-
ского диктата.
предыдущая страница 83 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 85 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст