Музыка между
М ы с л и в р а с с е я н и и
Братец ЯКОВ
и
врем енем
Писаное слово —
возможность. Сло-
во звучащее —
окончательность.
2
Между понятиями
слово
и
музыка
можно поставить третье, посредству-
ющее. Это
голое.
В самом деле, по-
іощиіі человек уже потому отличается
от инструмента (и отличается качест-
венно), что, верно, имеет что-либо со-
общить другому человеку1.
' 3
Между понятиями
музыка
и
время
тоже можно поставить третье:
порядок.
Характер этой
связи
совсем иной. Собственно,
порядок
не столько связывает их, сколько
отграничивает друг от друга. Если
в триаде
музыка
голос — слово
голос выступает как бы посредником,
то
порядок
есть как раз то, благодаря
чему
музыка
существует во
времени.
Точнее:
порядок
есть то, что музыке
должно быть присуще,
а времени
бывает присуще только в человече-
ском восприятии. Еще точнее: “музы-
ка есть феномен, данный человеку,
чтобы упорядочить наши отношения
со временем” (Стравинский).
Внутренняя триада негативно скреп-
лена
порядком.
Во внешней сводник-
голос служит мерилом пользы.
4
Но в обоих случаях мы упираемся в
оправдание.
Впемузыкальиое оправда-
ние.
Это понятие является ключевым
дня всей истории западноевропейской
1
Первоначало
вокальная интонации; гаже партия,
но играемая, уже дасі ;и|м|>ект узнавании, “песни без
слов". В двуязычных мотетах соседствовали латынь
и французский. Тексты могли не иметь друг к другу
никакого отношения.
музыки. Оно вбирает в себя весь
спектр отношений музыки и слова,
музыки и науки, музыки и других
искусств,
короче, музыки и не-му-
зыкп.
С одной стороны: поначалу поюще-
еся слово обладало гораздо болыними
правами —
хотя бы потому, что оно да-
вало напеву полноценную жизнь сре-
>' '' .
'ч /< -
"с :
Л
л= Р
ли людей. С другой стороны: оказы-
ваясь лицом к лицу с безличным н не-
структурированным, мы хотим защи-
титься от него посредством музыки.
Таким образом,
голос
и
порядок
суть
веши, пролагающие музыке дорогу к
обоим оправданиям
общественному
и метафизическому.
Можно ли вообразить мир под иной
луной? Иную историю, в начале кото-
рой было бы не Слово, а Звук, лишен-
ный вседоступной однозначности? В
такой истории музыканты шествова-
ли бы впереди прочих искусств. То,
что соответствовало бы пашей опе-
ре, писалось бы так: сначала музыка,
затем пригодные ей абстрактные ли-
тературные формы-. Для этого и уст-
ройство человеческого организма при-
дется вообразить себе иным. В нем
органы речи заменены органами му-
зыки. информация передается систе-
мой звуковых кодов; более высокий и
уже не всем доступный уровень озву-
чания пространства вокруг себя - чле-
нораздельная речь.
Нет. наша аномалия ничего не про-
ясняет в нынешнем мироустройстве.
Забавный негатив, нс более. Разве что
любопытно было бы представить себе,
что подсознание
как и высшие фор-
мы художественного мышления, не-
вербальные в нашем мире,— оказалось
бы словесным.
6
Что с того, что литераторы сдела-
лись бы полетными толкователями
бессловесных образов, пе помятыми
мелодично мычащей толпой? То, что
мы называем музыкой, просто имело
бы другое название.
7
Зачем пишут аннотации к концер-
там “чистой музыки"? Ну знает3 посе-
титель, что именно он слышит в тот
или иной момент. Но сдвигает ли это
его отношение к музыке?
Наоборот:
сдвигается бытование
музыки, которую он слышит. Из чего-
то не вполне вещественного, о чем
нельзя рассказать, она превратилась в
- Бывает, и поп нашей луной либреттисты подчиня-
ются композиторам, подтскстовывая готовые мело-
дии. Понятно, что речь о другом.
1
Он. конечно, только думает, что знает.
..
А удиоМ агазин 5 /1 9 9 9
Стэнли Спенсер (1891 1959)" Воскресение'
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст