78
м узы к а
Simeon ten Holt
Soloduiveidans II
Kees Wieringa, piano
Симеон тен Холт
Сольный танец дьявола II
Кейс Виринга, фортепиано
Звук: Херард Хали
Erasm us W V H 0 5 5
68:32
1992 год
Среди
голландских
композиторов Симеон
тен Холт (р. 1923) —
один из старейших. Так
у нас выражаются, ког-
да возраст
главная
доблесть. Но Тен Холт
ни на кого не похож, ни
в Голландии, ни вообще
в музыкальном
мире.
Он пишет композиции
без
фиксированного
времени звучания, без
точно
обозначенного
состава и
количества
инструментов (как пра-
вило, клавишных), ос-
нованные па репетитив-
ном
методе.
Пианист
Кейс Виринга —
вирту-
оз-созерцатель, посто-
янный исполнитель
II
исследователь Симеона
тен
Холта,
Мортона
Фелдмана, Франца Ли-
ста. Диск с “живой” за-
писью
ЗоФбшуеМапх
Ко.2 стал для меня пер-
вой встречей с искусством и Тен Хол-
та, и Виринги. Встречей ошеломляю-
щей. Почему
пытаюсь разобраться.
пне, как Зо1о<1ш\'е1(1анч II. занимает
целый концерт (и притом не является
самым крупным у Тен Холта). И не
только примириться, по и проживать
все 70 минут с полной отдачей. Поэти-
ка сверхкрупной формы непременно
включает понятие “пути” (в данном
случае “узкого”), который надо прой-
ти исполнителю и слушателю. Длись
опус не 70, а 20 минут, он потерял бы
не только много музыки, но и некото-
рое напряжение сил, прилагаемых с
обеих сторон,— к вящему равновесию
формы.
изгнание. Ровный поток длительно-
стей —
одинаковых и мелких, как бе-
сы,—
непрестанно пульсирует синко-
пами. Медленно прорастают на лету
мотивы: то ли (|иа5ншумановские из
“Крейслерианы", то ли циазЕшубер-
товские из “Лесного царя". Кстати, ос-
новная тональность здесь тоже соль
минор. “Гармонические” ходы в пре-
делах
“тональной”
гармонии
(всё
в кавычках, потому
что они оспаривают
ее изнутри) подлин-
но печальны, кабы
взять их однократно
и в медленном дви-
жении. Захваченные
н пронесенные мимо
п
раз5 в
х
раз быст-
рее, они стали вих-
рем душевных печа-
лей. А может, и са-
мих душ.
И
этот
дантизм,
звонкие круги ада в
разнообразных ми-
норных
тонально-
стях, вся тщета вы-
рваться —
все это
феноменальной вы-
носливостыо пиани-
ста1’ превращено поч-
ти что в спорт! По-
истине дьявольская
усмешка автора. Ма-
ло того, что он забил
клин в зазор между
минимальной
тех-
никой и максимальной эмоцией (см.
выше), он еще и просчитал столкнове-
ние полученного результата с самой
ситуацией концерта.
..
Репетитивносгь, минимализм
это
“узкий путь”, монашество, аскеза. В
том смысле, что сведение повторяю-
щихся ячеек к элементарным как бы
устраняет личность автора, оставляет
только стихию чистого движения. Тен
Холт —
самый “чистый” минималист
не только среди голландцев, но и, по-
жалуй, европейцев. Однако общий
тон его произведения
несомненно
личностный. Так всегда бывает, когда
материал (в нашем случае “мелодия-
гармония-ритм") сознательно проти-
вопоставлен технике превращения
его в опус.
Именно так. Своим материалом Тен
Холт яростно восстает против репетн-
тпвного метода, который призван этот
материал
бескомпромиссно длить.
Слушателю тоже никаких уступок -
наоборот, это он, слушатель, должен
примириться с тем, что такое сочине-
Почему дьявол? “Отец лжи" частень-
ко прикрывается попсово-романтиче-
скими формулами. А откуда есть пошла
попса? В конечном счете от романтид.-
ма. Так вот, формулы Тен Холта будто
застыли на иолиути от попсы обратно
к Шуману-Шуберту. У этой метафоры
на одном полюсе “Застывшие слезы”,
песня из “Зимнего пути” Шуберта. На
другом —
роидообразные формы Шу-
мана: они будто хотят быть бесконеч-
но продолженными (и, видимо, в обе
стороны).
Маниакально-депрессивная повторя-
емость всех фигур сводит на нет выра-
зительность, которую они могли бы
обрести, прозвучав единожды. Ее сме-
няет выразительность новая - при-
шедшая с неистовым повторением, на-
водящая на мысль о заклинании. Тут,
стало быть, как дьявол (а точнее, бе-
совский хоровод “восьмеркой”), так и
...среди которого наступает смятение в
режиме реального времени. Объекти-
вированное и остраненное минималь-
ным методом, но самое неподдельное.
По-настоящему страшна тишина в за-
ле после окончания игры, даже не
окончания, а прекращения, внезапно-
го. как остановка сердца.
..
Много раз послушав семьдесят ми-
нут этого диска, хранитель фонотеки
вот что понял: тщательно переживая
музыку, ты помогаешь обществу. (7.
14,18)
*
Количество повторений композитор оставляет на
усмотрен і к* исполнителя.
(i Играющего без единой остановки в максимальном
темпе больше часа (запись —
"живая").
АупиоМ агазин 5/1999
предыдущая страница 79 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 81 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст