м у зы к а
77
В а в и л о н с к а я
■Хвторекая рубрика Бориса Филановского
Purcell
The Fairy Queen
The Prophetess
Orchestral Suites
Пёрселл
Королева фей
Пророчица
Оркестровые сюиты
Le Concert des Nations
Хорди Саваль
Звук: Николя Бартоломе (Musica Numéris)
. \tiridis Fim talis E S 8 5 8 3
62:53
1997 ют)
Монохром
Первое, что бросается в уши
когда слушаешь обе сюиты,—
необыкновенная нежность, мяг-
кость, почти
мякоть
оркест-
рового звука при подчеркнуто
членораздельной речи, кажется,
почти поддержанной мимически.
Слитно или как? —
такой вопрос
перед Савалем не стоит; его право-
писание всегда раздельно. Огром-
ное динамическое и артикуляцион-
ное разнообразие лишь подчеркива-
ет какое-то странное однообразие
благородных речений.
Представим двух актеров. Один изоб-
ражает аффект, грубо-театрально от-
граничивает себя от играемого'. Дру-
гой —
человека. Перевоплощается и
все такое. Саваль скорей второй, но он
не так прост. Прочтение Саваля мож-
но было бы назвать психологизиро-
ванным. если бы он действительно на-
вязывал музыке свои движения извне
(назовем их “душевными”). Но не
слышно никакой такой “музыки в це-
лом”. Не человека играют - организм.
Слышен прежде всего ансамбль пар-
тий, и психологична каждая в отдель-
ности. Точнее: дирижер не объединяет
голоса, чтобы затем “что-то делать" с
полученным целым. Он пестует каж-
дый голос в отдельности, а потом, не
подгоняя один под другой, бережно
сводит их воедино. Что получилось
то пусть п будет. Чем-то манера орке-
1
Это, кстати, генеральная линия Николауса Арнон-
кура, с кото|юн связаны его великие прочтения Мо-
царта и Гайдна. Можно сравнивать “Королеву фей” у
Саваля и Арнонкура ("Telilec”).
стровой игры Le Concert des Nations
неуловимо напоминает манеру пения
Collegium Vocale Ghent Филиппа Хе-
ревега. Три-четыре человека, исполня-
ющие одну партию, своими персо-
нальными вибрациями совершенно
сливаются в ней; вливаются в нее,
пропадают,—
чтобы вдруг возник но-
вый тембр:
вроде безличный, как
арифметическая сумма, но неуловимо,
как-то
внелично
индивидуальный.
Как н положено аутентичному оркест-
ру экстракласса, ритм нервно изост-
рен, динамика актерски подвижна. Но
сам тембр звука остается настолько же
постоянным, насколько он хрупок
и мрачновато-субтилен2. Саваль уме-
ет превратить любое произведение
XVI-XIX века в “чистую музыку" и
гут же как-то хитро и невинно про-
тивопоставить ее слушателю, да что
там - вообще жизни. Как сегодняш-
ней. так и тогдашней. В голову лезет
всякая антропософская ерунда. Вся-
кий пишущий музыку в указанный
период должен был непременно
быть невротиком, духовидцем или
кокаинистом.
На худой
конец,
скончаться молодым*. II все темб-
ры какие-то молодые, свежие.
омытые1.
Ну и к вопросу о монотонии
(-хромии). Роскошно моното-
нен звук. И говоря о любой
стороне игры Саваля, неиз-
бежно- м о нотон но и риходи ш ь
к тембру. Собственно, все это
постоянство (и Саваля. и
критика)
недвусмысленно
указывает, чем Саваль счи-
тает всю музыку этого ди-
ска. И даже шире: чем он считает
почти всю музыку, играемую им,—
от
древних авторов о-ва Испания, слабо
известных континентальной Европе,
Полудетское удивление перед простей-
до “Героической" симфонии Бетхове-
шимм театральными эффектами —
на (сугубо материковой, но в диско-
двойным эхом, контрастом темпов, да-
графин Саваля пребывающей пока на
же отдельными броскими тембрами —
положении далекого острова). В зву-
было свойственно и Пёрселлу, если
ке как таковом, в “звуке вообще” мо-
еудить по сюите из "Fairy Queen", ка-
жет быть расслышано сокровенное
кой ее слышит и преподносит Саваль.
отношение дирижера к своему виду
Наивность почти натуральна во всех
искусства. Что для Хорди Саваля
этих танцах: зеленых людей, обезьян,
“музыка вообще"? Все музыки - од-
китайцев и лебедей. При этом удиви-
но. языки чувств
языки пламени,
тельно, насколько исполнение далеко
(9, 15, 15)
от какой бы то ни было изобразитель-
_________
кости. Удивительно потому, что яркие
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■■ ■ ■ ■■ ■
расцветки полуоперы-сказки с разго-
■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■■ ■ ■ ■■ ■
норными диалогами (жанра, заменяю-
щего англичанам континентальную
- “Концерт наций* играл в очень низком, но исторн-
оперу) подталкивают К характерной
чески-|1|М1ШЛЫЮМ"строг(ли Ш
.-Р
1
ЮПоктаны
392 Гц
••
11
против 430 бегховсиских и 415 баховскнх). Вся музы-
игре, к ужимкам и прыжкам . Но -
*
лвучнт
Ж
,1ЫЙ
то„ 1111ЖС
а;11ремснШ
)П1
ИСТ НИЧеГО В звуке Le Concert des
строя (440 Гц) —что. на каш слух, дополнительно ом*
Nations ОТ ЖИЗНИ внешней И
рисуемой
рачаетее цвет.
г,
*
1
Этому условию
Перселл (1059 1095) уж точно
муз. иллюстрациями. Все идет от вну-
удовлетворял.
трепней ЖИЗНИ самих иллюстраций.
1
Даже в сравнении с тем же Арнонкуром.
А удиоМ агазин 5 /1 9 9 9
предыдущая страница 78 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 80 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст