А.
К.
Заявления, которые делал І Ігорь Федорович, часто
не следует понимать буквально. Но это повод к очень серь-
езному размышлению. Например, все мы слышали симфо-
нии Шостаковича, какими их исполнял Мравинскнп. Каза-
лось бы, эталон. 11о только после того, как приехал Караян
и сыграл Десятую, мы поняли, что такое симфонии Шоста-
ковича. Стравинского играют все. Но вот “Sony Classical"
выпустила целиком записи Стравинского, который дири-
жирует своп сочинения. (Кстати, у меня этот комплект
есть, все 22 диска!) И это нельзя сравнить ни с чем. У него
получилась действительно другая музыка. Он говорит
только о темпах, но ведь к ним можно прибавить бездну
других составляющих, обязательных для выполнения. И
когда он сам их контролировал, всё было совсем по-друго-
му. Можно нередко услышать, как исполнитель говорит: я,
мол, не играю современную музыку, а только старинную.
Или, того хуже, только музыку XIX века. А дальше —
ну не
лежит у меня сердце, не моя это стихия. У меня к такому
музыканту сразу возникает большое недоверие. Не может
исполнитель хорошо играть что бы то пи было, если он не
исполняет современную музыку. Он сейчас живет, а не сто
лет назад. Любая эталонная вещь XIX века - мы нс можем
ее себе представить, не говоря уже о более старой музыке.
Да и нет нам, честно говоря, никакого дела до этой подлин-
ности. Только человек с сегодняшним слухом, живущий
всей полнотой сегодняшнего момента, может сделать музы-
ку живой. Часто люди прекрасно оснащены технически, и у
них возникает унылость инерции. Любой этюд Шопена да-
ется им легко, а предложи что-нибудь технически совсем
простое
всё, тупик.
"AM".
Мастсровптость есть, а нет смирения.
..
А.
К.
Да. После того как я занимался со своими исполни-
телями. втягивал пх в проблемы своей музыки, они и клас-
сику начинали слышать и воспроизводить другими ушами.
Они начинали понимать, что вся музыка имеет единое про-
исхождение. Автор-то одни! У меня есть сочинение, пост-
роенное на баховской Прелюдии и фуге сп-бемоль минор
из первого тома “Хорошо темперированного клавира'4’. Не
изменено ни одной йо ты, но непонятно: то ли Бах звучит, то
ли нет. Так вот и получается, что есть, конечно, наша музы-
ка. но есть ведь и Музыка над нами. Если правильно такие
явления воспринимать, то упраздняется понятие историче-
ского времени. Человек важнее времени. Он неуираздним.
"AM".
Говорят,
что современная
музыка
требует
больших исполнительских ресурсов, чем “несовременная”.
А.
К.
Нет никакого прогресса в искусстве, и если так ка-
жется сейчас
- значит, так казалось всегда. Смешно! Эго
все из разряда сожалений о старых добрых временах. Точно
так же и подлинное исполнение старинной музыки —
во-
прос духовный, а не технологический. Вы можете постро-
ить старые инструменты, провести какие угодно исследова-
ния. но не ухватить главного. Как только то. что вы делае-
те, станови гея живым сейчас - оно становится музыкой.
"AM".
Принято считать, что повое, внесенное нашим ве-
ком в музыку,—
это особое внимание к тембру. Жалобы на
нехватку классных исполнителей современной музыки оп-
равданны: редко встречаются люди, владеющие инструмен-
том настолько, чтобы служить передатчиком сложнотемб-
рового мышления композитора. Но ваши требования и к
инструменталисту и к звукорежиссеру мне кажутся прин-
ципиально другими. Там, где вы недовольны записью, мера
акустической подробности больше, чем вам хотелось бы.
Потому что вы требуете, чтобы инструмент звучал не сам 6
6 "Euh*
(K
i t к l'iiiunc.ic".
В диалоге с Прелюдией и фугой 11. ( . Ваха для ансамбли
солиста». 2 Г.
Ч
Е
Р
Н
А
Я
ЖЕМЧУЖИ
НА
1 1
1024, Москва, Авиамоторная, 8, т/ф : (095) 273-8877
E-mail: info@blackpearl.ru, Web: www.blackpearl.ru
АУДИОКОМПОНЕНТЫ,
КАК И ЛЮДИ,
ИМЕЮТ СВОИ НРАВЫ
И ПРИСТРАСТИЯ.
МЫ ПОМОГАЕМ ИМ
ОБРЕСТИ ГАРМОНИЮ.
ГАРМОНИЧНЫЕ
СИСТЕМЫ.
..
Acoustic Energy ■
Audio Synthesis
A udioquest
A crotec
АТС
Aural
Sym phonies
Basis
Bryston
Balanced
A udio
Technology
Cary Audio Design
C.E.C.
Chord Electronics
dCS
Dynavector • Energy
Esoteric Audio USA
G ryphon
Hales
M ark
Levinson
N ordost
Particular
Piega
Platinum
Audio
Plinius
SME
Solidsteel
Spendor * Stax • Sun Audio
T an n o y
S y stem
A u d io
T h e ta
D igital
W adia Digital
предыдущая страница 70 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 72 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст