• •
► ► ►
Очень вовремя попалась мне на гла-
ва цитата об инструменте, “который
хоть и делает музыку слышимой, по
уже наполовину печувствеиной, поч-
ти абстрактной". Надо сказать, что.
хотя мои музыкальные пристрастия
широки, прежде всего собираю и люб-
лю я академическую музыку X X века:
от Шёнберга до, скажем, Валентина
Сильвестрова. Сейчас же два наибо-
лее ценимые мною композитора -
Берг п Гурецкий. Но в какой-то мо-
мент я почувствовал непреодолимую
тягу к фортепианной музыке, кото-
рую оказалось интересно слушать аб-
солютно всю. даже активно нелюби-
мого мною за оголтелый романтизм
Бетховена. Как я понял с помощью
|Томаса] Манна, рояль и “проявляет”
наиболее важные для меня качества
музыки
аналитизм, рационализм п
аитппсихологпзм
качества, в пефор-
тепнаниой музыке особенно значи-
мые н заметные у нововенцев (вернее,
я имею в виду не столько анти психо-
логизм, сколько иной способ их обра-
щения с психологией, чем в роман-
тизме и классицизме). Кроме того,
меня ждала масса других открытий:
например, что “Колокольный звон"
Грига из его “Лирических пьес” более
чем на сто лет предвосхищает произ-
ведения Гласса для фортепиано соло
(н насколько вообще современно зву-
чит Григ, норой напоминая не только
Гласса, но и Рунчп Сакамото): что за-
мечательный композитор Прокофьев
являет собой менее интенсивную вер-
сию гениального композитора Ш о-
стаковича. итого Баха X X века; что из
русских реально “иное” по отноше-
нию к европейской музыке составил
только Стравинский; что импульс ио-
вовепцев практически не был воспри-
нят нашей композиторской школой
но причине, вероятно, ее удивитель-
ной мощности и самобытности — так.
например, сочинения Каретникова,
формально написанные в серийной
технике, просто сочатся зкетазом рус-
ской “души” и “духовности".
Все это. впрочем, сугубо субъектив-
ные и интуитивные наблюдения лю-
бителя. Но дело в том. что на фоне
этих фортепианных увлечений у меня
неожиданно возникла проблема с мо-
им трактом, который прежде я любил
не только нежно, но и безоговорочно.
Это мини мал і т е к и и однотакти ы й
П о ч т а
усилитель Губина на 6І13С с мини-
мальной ООС, доставшийся мне от
ряда прежних владельцев вместе с
преданием о том, что собран он |был|
еще в те баснословные времена, когда
Губим все делал собственными рука-
ми. Проигрыватель “Audio Alchemy
ACD II" и АС "Klipsch KSI- 8.5".слегка
мною доработанные
шины на моне-
тах (пол — линолеум) її металличе-
ская стяжка передней и задней пане-
лей. (К ак упоительно, кстати, было
постигать, что колонки на рублевых
монетах звучат лучше, чем на десяти-
копеечных, на двухрублевых
лучше,
чем на рублевых, а на пятирублевых
лучше, чем на двух-.) Плюс “плетенка”
московского мастера Бабкина в каче-
стве “межблочника” и простой, най-
денный чуть ли не на свалке одно-
жильный медный провод (звучащий,
впрочем, гораздо лучше моего преж-
него “Esoteric Audio”, который стоил
около 6 долларов за метр) в качестве
кабеля к АС. И стойка “Sound Orga-
nisation" на шипах н монетах. А в пер-
спективе - замена фильтров в “Клип-
шах". все провода “Hi-End Master",
мрамор иод акустику. II вот оказалось,
что в моем обожаемом тракте именно
рояль звучит хуже всего: сухо, “дигн-
тально" и невыразительно, нечувст-
венно. Конечно, это не мешает мне
получать удовольствие от интеллек-
туализма Берга, но хотелось бы все-
таки слышать рояль звучащим более
натурально.
I Геужели придется согласиться с вы-
водом Ольги Скорбященской ( “Рояль
и проблемы звукозаписи”, “AM " № 2
(25)
99). что транзисторный усили-
тель больше подходит для любителей
аналитической музыки и аналитиче-
ского звучания? Но я не хочу расста-
ваться с моими лампами, в которые я
влюбился со всей пылкостью неофи-
та. Вопрос: что же “выявляет” рояль в
моем тракте? Да, конечно, у моего уси-
лителя сеть все недостатки дешевых
ламповых усилителей
- бубнящий
бас и г. д. Но во всей другой музыке,
кроме фортепианной, эти недостатки
с лихвой перекрываются известными
достоинствами ламп. Почему именно
рояль звучит так плохо? Можно ли
Вернуть ему натуральность н чувст-
венность, не отказываясь от аналитиз-
ма п от ламп? Можно ли это сделать,
оставаясь в моей ценовой категории?
Или пусть даже звучит он пеапали-
тнчио, но более-менее натурально, а
аналитизм я как-нибудь домыслю сам.
I I кстати, кто из заметных пианистов
играет в “аналитической" манере?
В. Софронов-Антомони, Москва
◄ ◄ ◄
Глубокоуважаемый г-н Софронов-
Антомони!
Предлож енная вами дискуссия пред-
ставляется мне чрезвычайно инте-
ресной. но для начала давайте догово-
римся о терминах. Когда-то Игорь
Федорович Стравинский сказал о сво-
ем недоверии к словам:
“Они не столь-
ко неточны, сколько метафоричны
".
В
предлагаемой Вами он позиции “аполи-
тичный - натуральный’'меня не уст-
раивает именно ее метафоричность.
Аналитизм” звучания я понимаю в
узко специальном, относящемся к эк-
спертизе аудиоаппаратуры, смысле,
как его (звучания) ясную пространст-
венную. фактурную, динамическую,
тембровую р и с ч л е н е н и о с т ь.
Именно это качество отличало про-
слушанные мной транзисторные уси-
лители. Можно ли эти достоинства
соединить со сфокусированностью
звучания, благородством тембра сред-
него регистра, мне не ясно.
Однако говорить об “аналитизме,
рационализме и антипсихологизме” со-
временной фортепианной музыки мне
представляется некорректным или,
если угодно, чрезмерно метафорич-
ным. Быть может, я и сама страдаю
этим недостатком.
Ольга Скорбященская
В. S. Одно время бытовало такое не-
гативное определение игры пни аи-
стов: “Суммарно —
значит плохо". Бе-
ли принять Ваши условия игры, про-
должить метафору и считать, что
аполитично
значит хорошо, то
"аналитическими" пианистами
а
на-
шем веке я бы назвала Гленна Гульда,
Розалин Тюрек. Марию Вениаминовну
Юдину. Надежду Иосифовну Голубов-
скую, Анатолия Угорского, Григория
Соколова и многих, многих других.
..
► ► ►
Поздравляю вас с 5-летием “Аудио-
Магазина”!
Это не много, по ребеночек, несмо-
тря на крпрнсы и недостаточное пи-
тание, все еще бегает н доставляет
удовольствие родителям и друзьям
семьи.
..
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 6 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 8 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст