Г о с т и п и и « Ф о н о г р а ф »
В це/.
"A M ".
В вашей музыке очень большое значение имеют
паузы. Каковы для вас отношения между звуком и тиши-
ной —
и сущностное, и акустическое?
А. К.
Отвечать на этот вопрос можно бесконечно. Вспо-
минаю начало цифровой записи. Когда мы записывали
“Глупую лошадь” на “Мелодии”, это был первый опыт зву-
корежиссера Феликса Гурджи. “У вас много тишины. В зву-
козаписи паузы —
это ноль”. И что же, спрашиваю, будет -
как в гробу? Да, говорит. I I в этой записи все паузы были
именно что гробовые. Многие звукорежиссеры записывают
тишину самого разного характера, записывают ее, так ска-
зать. в разных ракурсах. Вернее, они записывают нечто, что
мы считаем тишиной. Но это нечто нулем как раз не явля-
ется. Оно чревато музыкой. Скрытая музыка
она заклю-
чена в живой паузе и рождается из нее. Как в белом цвете
можно всё увидеть, так и в
паузе можно всё услышать.
Мне вообще не нравится
слово “пауза”. Музыкой может быть не звучащее, а переры-
вом, паузой будет звучащее, то есть собственно музыка. Всё
очень условно.
"A M ".
Значит ли всё это, что цифровая запись противо-
показана вашей музыке?
А. К.
Да нет, тот первый опыт был просто курьезом,
ошибкой. “Цифра” сама по себе ни плоха ни хороша. Я в
курсе дебатов по этому поводу. Технические возможности
ее вполне достаточны для самой сложной звуковой карти-
ны. Вопрос в другом. Звукозапись - это искусство особого,
самостоятельного рода. Никакая запись, даже самая совер-
шенная, в том числе live, не может сообщить вам соприча-
стности, присутствия на концерте. Это
другое. Звуко-
запись —
ясно очерченный жанр со своими законами.
По-моему, есть люди, которые это понимают и работают но
законам данного жанра. Но в среднем состояние жанра оп-
ределяется нуждами коммерции, CD-индустрии. Добиться
серьезного, не асфальтированного, не глянцевого звуча-
ния —
как его добиваются исполнители в концертах —
спо-
собны очень немногие. Я во всяком случае слышал чрезвы-
чайно мало записей не приукрашенных, отвечающих духу
того или иного произведения.
"A M ".
В Симфонии Софьи Губайдулиной “Stimmen.
..
Verstummen” есть безмолвная часть: соло дирижера. И вот
Геннадий Рождественский спросил ее, что делать с этим
фрагментом на записи. Ответ был примерно такой: если на-
полнить энергией, то техника запишет и воспроизведет. То
есть у дирижера должен быть настолько мощный волевой
посыл, чтобы он пробил этот дигитальный “ноль”. Как бы
вы прокомментировали этот случай?
А. К.
Ну, тут можно говорить не только о Сонечкиной
Симфонии. Этот случай не уникален. Например, моя “Ле-
стница Иакова”1, написанная по заказу Radio France. (Толь-
ко я мог написать для радио, которое вообще ничем кроме
ушей не воспринимают, произведение, где более половины
времени занимает абсолютная тишина. Горжусь: это был
изрядный скандал, а устроить скандал в Париже —
это, са-
ми понимаете, из разряда особых заслуг!) Тут вообще нет
никакой проблемы. Дело не в воле дирижера. Если это пра-
вильно сыграно.
..
Мы не можем контролировать все аспекты произведе-
ния. М ы ведь даже в оценке музыки путаемся, не можем оп-
ределить. например, за что именно мы ее ценим! Бог с ней,
с метафизикой: движения музыки в паузе, сквозь паузу
мі.і не слышим. Но если это движение сочинено, если оно
является функцией живого организма сочинения, тогда
нам нет дела, видны ли телодвижения музыкантов, пассы
дирижера. Вот я часто пользуюсь скрытым словом. Конеч-
но, его нельзя услышать. Но, если б его не было, видимо,
музыка воспринималась бы иначе. Это та область, куда
вторгаться вообще бесполезно —
хоть и любопытно. Я на-
шел себе простую отмычку: к чему разгадывать тайну, если
она есть? Нам достаточно одного ее существования!
...Так вот, если правильно сыграно, никому и в голову нс
прилет анализировать какие-то паузы или их отсутствие.
Но этот вопрос не очень продуктивный. Гораздо важнее
другое: как это всё записывать? Сплошь и рядом записыва-
ют неправильно, и приходится сражаться. Мой друг Валя
Сильвестров тоже воюет со звукорежиссерами, пишет им:
виолончели убрать, деревянные духовые прибавить, п т. д.
1
“Лестница Макова*. (»1о*;о1аПа тринадцати. 42'.
К
чему
разгадывать
тайну,
если
она
есть?
А удиоМ агазин 5 /1 9 9 9
предыдущая страница 68 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 70 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст