48
испытательный стенд
лнческим диффузорам II. Джордан
(Е. J. Jordan).
Диффузор у НЧ-головкн и в самом
деле металлический. Технология про-
изводства мне неизвестна, внешне ма-
териал очень похож на вспененный
никель. Купол ВЧ-головки - мягкий.
Отмечу, что чаще бывает наоборот, то
есть у НЧ-головки диффузор мягкий,
а ВЧ-купол — жесткий.
Металлические диффузоры
реше-
ние очень спорное. Повышение жест-
кости диффузора расширяет вверх ди-
апазон воспроизводимых частот (это
хорошо), но увеличивает вероятность
появления стоячих волн в материале (а
это уже не очень хорошо). Полвека по-
требовалось для доведения до ума бу-
мажных диффузоров. Были найдены
“музыкальные” материалы и формы.
І Іеоднократно пытались уйти от бу-
маги. капризной в производстве и
вследствие этого недешевой, к мате-
риалам более технологичным. Метал-
лический диффузор в “ЗМ” я бы оце-
нил как удачу. Едва ли в ближайшее
время в этой ценовой категории по-
явится что-нибудь заметно лучшее.
Идея, положенная в основу “ЗМ”,
видна даже при поверхностном осмот-
ре. Диффузор НЧ-головки имеет не-
большой диаметр, но большую ампли-
туду колебаний. То есть необходимое
для нормального прослушивания зву-
ковое давление обеспечивается не за
счет площади диффузора головки, а за
счет амплитуды его колебаний. Не
знаю, как именно удалось обеспечить
линейность при такой большой ам-
плитуде колебаний, но максимальное
звуковое давление, создаваемое “ЗМ".
вполне достаточно для прослушива-
ний в мирных целях.
Послушаем
При прослушивании, как и при лю-
бом другом виде тестирования, мы
должны получать ответы на интересу-
ющие нас вопросы. Вопросы эти могут
быть сформулированы, а могут суще-
ствовать, если так можно выразиться,
на интуитивном уровне.
При тестировании можно оценивать
качество звучания по формальным па-
раметрам: спектральная однородность,
пространственное разрешение и пр.
Все было бы хорошо, но эти характе-
ристики применимы для оценки толь-
ко целой системы, они не годятся для
отдел ЫI ых КОМ I юнснтов.
Другая трудность формального под-
хода — это разное назначение уст-
ройств. Приведу простой пример. Сте-
реофоническая система звуковоспро-
изведения должна быть прозрачной, в
идеальном варианте стереоианорама
должна быть полностью отделена от
источников звука — акустических си-
стем. Именно такой тракт нужен язя
воспроизведения музыки. Кино имеет
некоторые особенности, важнейшая
из которых — связь звука с изображе-
нием. Место локализации источника
звука должно совпадать с положением
источника звука па экране. Угловые
размеры изображения в настоящем
кинотеатре велики. 30 и даже 40". Так
выглядит экран 15-дюймового мони-
тора на расстоянии около полуметра.
Размеры телевизионного изображе-
ния не превышают 20". Увеличить их
можно, по станет заметной ограничен-
ность четкости изображения. Одно из
двух
пли звук, или изображение,
воспроизводится не оптимально. Чаще
приоритет отдается изображению, а
звук “гнется” под него. Что в этом слу-
чае оценивает эксперт: качество звука
или его соответствие изображению?
В кино важную роль играют диало-
ги, речь. Для достижения высокой раз-
борчивости речи требуется одно, а для
воспроизведения музыки — нечто дру-
гое. Что делать? Для повышения раз-
борчивости речи в кинотеатральных
системах используется центральный
канал, через который и звучат диалоги.
В домашнем кинотеатре центральный
канал выполняет такую же функцию,
и при тестировании АС центрального
каната необходимо этот факт учиты-
вать. Хорош тот центральный канал,
который обеспечивает разборчивость
диалогов, даже если “музыкальность”
его оказывается невысокой.
В домашнем кинотеатре есть еще и
тыловые каналы. Как их оценивать?
На мой взгляд, следует ограничиться
общим впечатлением, формальных
общепринятых критериев я просто не
знаю.
Сабвуфер ‘ЧР\У БЧУЙО”
Из всех аппаратов, которые оказа-
лись у меня в руках, проще всего оце-
нить сабвуфер. Включаешь питание,
подаешь на вход сигнал
и слуша-
ешь. Я прослушал его со всеми АС.
Часть общих впечатлений предлагаю
вашему вниманию.
Поскольку “)Р\\’ Б\У40" предназна-
чен для домашнего кинотеатра, важен
максимальный уровень звукового дав-
ления, который он может создавать.
Орудийный выстрел (тестовый диск
Алана Парсонса) передается очень на-
турально. Настоящая пушка, конечно,
стреляет громче, но и такая стрельба в
комнате
показалась
мне
излишне
громкой.
Если сабвуфер расположен за основ-
ными АС, то положение источников
звука в пространстве не искажается,
пет стягивания стереопанорамы к саб-
вуферу. Если частота среза ФНЧ не
превышает 80 Гц, то и при выдвиже-
нии сабвуфера вперед почти на 70 см
стереоианорама не изменится.
Назвать звук “|Р\У' 5\\’4()" ней-
тральным. неокрашенным я не могу:
есть какая-то характерная черта у баса,
он узнаваем. I I в то же время хорошо
переданы индивидуальные признаки
инструментов, сабвуфер не заслоняет
того, что содержится в фонограмме.
Звук ") Р\\’ 8\\’4()" мягкий, словно
завуалированный, но, включив аппа-
рат. слышишь, как появляется бас.
низкие материализуются. Комната на-
полняется звуком, и звук этот не “вы-
давливает” слушателя, а наоборот, да-
же расширяет пространство.
Почему-то практически весь сигнал
аппарат излучает в воздух, а не топчет
пол. “Палуба” под ногами не дрожит
даже при большой громкости. Взрыв
остается взрывом, а контрабас — кон-
трабасом.
И киношные взрывы, и басы музы-
кальных инструментов звучат цельно,
не разваливаясь на части, как бывает
иногда в системах, где есть сабвуфер.
На мой взгляд и в домашнем кино-
театре. и в системе для восироизведе-
. д ш о
NEXUS SERIES тамт
к
Справки: тел. (095) 257-7645 www.atacama-audio.co.uk
АулиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст