испытательный стенд
43
мало, добавим еще одну. Многополос-
пые системы появились на прилавках
магазинов в большом количестве. Зву-
чали они, правда, не слишком качест-
венно, зато громко.
Начались поиски причин. Такие
искажения или не такие, переходные
или интермодуляционные, общая ООС
или местная.
.. А может быть, все го-
раздо проще? Те эмпирические знания
и технологии, которые помогали при
разработке ламповых УНЧ и АС для
них, в новой ситуации оказались не-
пригодными. Сложившееся равнове-
сие было разрушено. Нужно было
приобретать опыт, именно он помога-
ет. когда нс хватает точных знаний.
Приведу простой пример. Электро-
механическая модель Тиле —
Смолла.
Хорошая, точная модель диффузор-
ного электродинамического преобра-
зователя. Но хороша она только на
низких частотах. Диапазон ее при-
менимости —
от силы две октавы. На
более высоких частотах нужно учиты-
вать деформацию диффузора и ди-
фракцию. Эта задача на несколько по-
рядков
сложнее.
Прошел,
правда,
слух, что нынче, спустя 20 лет после
публикации теории Тиле —
Смолла,
уже есть численная модель преобразо-
вателя для средних частот. Насколько
адекватно она описывает процессы,
происходящие в акустической систе-
ме? Не знаю, но все равно уверен, что
до исчерпывающей математической
модели АС нам еще далеко. Остает-
ся вопрос, а нужна ли такая модель во-
обще? Недостаток теории успешно
дополнен практикой. Решения, най-
денные эмпирическим путем, широко
используются, и этому абсолютно не
мешает отсутствие стройной теории.
Для чего я пишу о вещах, вроде и не
относящихся к аппаратуре? Какое
значение имеет для сегодняшнего по-
купателя, кто и в каком году изобрел
транзистор и каковы были особенно-
сти АС во времена ламповых усилите-
лей? Попробую ответить. Вот стоит
покупатель у витрины. Что выбрать?
Какой купить проигрыватель ком-
пакт-дисков? А взгляните на пробле-
му с другой стороны. Я видел в Интер-
нете призыв: группа энтузиастов ищет
спонсора для финансирования проек-
та. Проект любопытный - энтузиасты
хотят разработать патефон. Или грам-
мофон, не помню уже, но совершенно
точно, что речь шла об устройстве для
механического воспроизведения грам-
пластинок. А вдруг именно так и вы-
глядит будущее аудиотехники? 11ика-
ких обратных связей, катодных повто-
рителей и операционных усилителей.
А все ПКД займут достойное место —
на свалке. 11 зачем тогда этот ПКД по-
купать? Надо дождаться граммофона.
Скажете, что пример неудачный?
Давайте разберемся.
Я,
например,
предпочитаю “винил” или катушеч-
ный магнитофон. По звуку. А если во-
обще, то компакт-диск. Не потому
аналоговая магнитная запись уходит
на обочину, что она плоха, а потому,
что появилась запись, лучшая по сово-
купности признаков.
II еще один пример
цифровая
компакт-кассета (DCC) конца 80-х.
Можно слушать, оценивать, можно не
слушать и не оценивать
результат
известен. Не прижилась технология
DCC.
Можно привести пример из нашей,
звуковой области. "Dolby Labs” двига-
ет на смену “Dolby Pro Logic” систему
AC-3/“Dolby Digital”. Цифровая пере-
дача, цифровая же обработка
все
вполне в духе времени. Пять раздель-
ных каналов, пространственные эф-
фекты в звучании можно получить та-
кие, что просто дух захватывает. Но
эти пять сигналов приходится очень
сильно сжимать, чтобы все они вме-
стились в отведенные 640 кбпт/с. На
обычном компакт-диске сигнал одно-
го канала занимает больше места. Та-
кая компрессия не проходит бесслед-
но: получается четкий первый план
звуковой сцены и хорошие основные
направления, но инструменты второго
плана звучат тускловато. Страдает
цельность стереопанорамы, между АС
заметны провалы. И общее качество
по критериям обычного звуковоспро-
изведения оказывается недостаточно
высоким.
Кинотеатральному звуку свойст-
венна тяга к эффектам, а не к музы-
кальной точности (ведь в кино ходят
не для того, чтобы музыку слушать).
АС для домашнего кинотеатра часто
этой тенденции подыгрывают. Звучат
они громко, ярко, эффектно, но в му-
зыкальном отношении - неинтересно.
Эти АС вполне отвечают возможно-
стям “Dolby Digital”, но могут оказать-
ся слабоватыми для обычного звука. К
такой аппаратуре и относиться следу-
ет адекватно, а не терзать ее симфони-
ческой музыкой.
Качество
аппарата
определяется
здесь и сегодня, но существует оценка
его достоинств и места, которое он за-
нимает, с точки зрения прогресса вооб-
ше. Сегодня аппарат хорош, а вот завт-
ра.
.. Пять лет назад мой компьютер
был писком моды. “Круто!”—
вот как
его оценивали. А сегодня тот же агре-
гат вызывает только вздох сожаления.
А ведь сам аппарат не изменился.
Предсказывать будущее я не могу,
но говорить о вероятности тех или
иных изменений —
вполне. Описывая
конкретную модель, я стараюсь по-
нять, насколько в ней реализован по-
тенциал, что можно ожидать на этом
пути в будущем. А корни будущего ле-
жат в прошлом. Информация о том,
что уже было, позволяет лучше ориен-
тироваться в том. что есть сейчас. Вы-
бирать-то покупку вам все равно при-
дется самостоятельно, я могу помочь
только информацией. Например: 10 А
или 70 Вт для современного усилите-
ля вполне достаточно. При условии,
что эти амперы и ватты “чистые”, без
Акустические системы “ALR/Jordan Entry ЗМ” ($590)
Технические параметры по данным производителя
Низкочастотное оформление______________________________________________фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот при неравномерности АЧХ ±3 дБ
45 Гц - 23 кГц
Номинальное сопротивление_______________________________________________________4 0м
Рекомендуемая мощность усилителя
________________________ _________________ 30-120 Вт
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст