испытательный стенд
«і
М ихаил СЕРГЕЕВ
П о с и д и м ,
п о с л у ш а е м
(
4
)
Посидим
Начну с цитаты из письма читателя
М. М. Корзини на из Магнитогорска:
"...
яркий пример томі/ — статья
М. Сергеева из последнего (26) номера
вашего журнала.
Сам стиль статьи мне со стороны
напоминает игривого щенка: там под-
прыгнем, там укусим, там хвостом
повиляем
все беззлобно, по местами
неточно и примитивно. <.
..>
Автор, радостно резвясь, сообщает
нам. что в усилителе слава богу есть
РУЧКА обхода регуляторов тембра и
баланса, а загадочная надпись на пе-
редней панели
«Ultra High
Current
MOS» означает не что иное, как то,
что усилитель СДЕЛАН на полевых
транзисторах и обеспечивает боль-
шой ток. Заметьте, не СОВРАН, а сде-
лан.
Извините, это чушь собачья, другое
выражение здесь покажется слишком
слабым.
Нет у усилителя РУЧКРІ обхода, а
есть КНОПКА обхода. Разницу ощу-
щаете? Нет? Надпись же означает
буквально:
«Сверхсильноточиые поле-
вые транзисторы с изолированным за-
твором»
и только. И использованы
эти транзисторы только в выходном
каскаде, типа 2SK851 с максимальным
током стока 30 А. И никакого большо-
го тока
блок питания и схемотехни-
ка не позволяют.
..
Что делать будем? Опровергать
или как?"
Не буду опровергать, не испытывал
я усилитель “на ток”, доверился опыту
и справочным данным. На всякий слу-
чай глянул только, как относится уси-
литель к импульсным сигналам. Тех-
нология проверки простая. На вход
подается короткий импульс с ограни-
ченным« спектром, а на выходе под-
ключается резистор, чтобы ненароком
не сжечь акустическую систему.
Форма испытательного импульса
показана на рисунке. Получить такой
импульс несложно: нужно взять ком-
пьютер. программу для обработки зву-
ковых сигналов (“Sound Forge”, “Cool
Edit") и нарисовать в пей прямоуголь-
ный импульс, а потом ограничить его
спектр. Если нагрузить усилитель па
резистор (я использовал 2.,') Ом), то с
помощью таких испытании коротким
импульсом удается оценить, как будет
работать усилитель при большом токе
нагрузки. Меня интересовала устой-
чивость. Если импульс тока приводит
к самовозбуждению или вызывает
другие неприятные последствия, то
звук тоже пострадает. Понятно, что
речь не идет о мощности усилителя.
Длительность импульса мала, даже
имеющие небольшую емкость конден-
саторы в блоке питания не успевают
разрядиться, и перегреться элементы
устройства тоже не успевают. [5 резуль-
тате оказалось, что ток силон в 10 ам-
пер усилитель создает без труда, ника-
ких видимых искажений сигнал на
выходе не имеет.
Нс считайте сказанное опроверже-
нием пли, наоборот, согласием с реп-
ликой читателя, Я просто внес яс-
ность. предмета для спора тут нет. Но
одна строчка из письма М. М. Корзи-
Рисунок. Ф орма испытательного импульса
нина долго не выходила у меня из го-
ловы:
“И никакого большого тока.
..".
Все-таки 10 ампер
много это или
мало? Для современного транзистор-
ного усилителя
пустяки. Вот 100 ам-
пер.
.. II мощность 50 Вт —
семечки,
100 Вт
нашел чем удивить, “500 W
continuous”— это еще куда ни шло. Та-
кое примерно отношение к мощности
усилителей сложилось сегодня.
Вот
пример:
ресивер
“Yamaha
EMX-120RDS". 75 Вт на канал при
К, = 0,09%. Много это или мало? Что-
бы получить ответ на этот вопрос,
придется совершить небольшой эк-
скурс в историю.
Сначала основой усилителей была
электронная лампа. Известны особен-
ности ламповых усилителей: неболь-
шая мощность (единицы ватт), замет-
ное выходное сопротивление (едини-
цы ом), невысокая линейность (К,
около 1%). В принципе, можно сде-
лать ламповый усилитель с выходным
сопротивлением менее 0,1 Ом п мощно-
стью. скажем. 1000 Вт, но хоть в какой-
то степени массовым такой усилитель
не станет. А погоду делают не штуч-
ные модели, а именно массовые.
Несколько десятилетий экспери-
ментов и поисков позволили сделать
АС, которая хорошо звучит с лампо-
вым усилителем. Были отобраны “му-
зыкальные" материалы и компоненты,
отработана технология производства.
Усилители тоже совершенствовались.
Оптимизировались схемы и режимы
работы элементов, были найдены хо-
рошо “звучащие" радиокомпоненты.
В звукотехппке очень велико значе-
ние субъективных факторов, психо-
физиологических аспектов восприя-
тия сигналов. В связи с этим точная
наука дополняется эмпирикой. Рас-
считали
сделали, послушали —
пе-
ределали. И так далее. Постепенно,
этот процесс занял несколько десяти-
летий. был достигнут баланс знаний
точных и эмпирических. Я, например,
и сегодня не могу понять, почему из-
менение направления кабеля меняет
звук. Просто включаю так. включаю
наоборот, как лучше показалось, так и
оставляю. И в производстве аудиотех-
ники много таких же загадок. Попро-
бовали один провод, или лампу, или
припой, испытали другие варианты.
Сравнили, выбрали
пользуемся тем,
что показалось лучшим, даже если
иногда не удается понять, в чем же со-
стоят и из-за чего появляются разли-
чия.
Бывает, что различия понятны. Хо-
чется иметь АС, у которой и КПД вы-
сокий, и частотный диапазон широ-
кий. А физика процессов такова, что
одно улучшается за счет другого. KI1Д
элсктрод инам
11
чес кого диффузор! ю го
преобразователя зависит от многих
параметров головки. Важнейшие из
них —
индукция магнитного поля в за-
зоре. длина провода звуковой катуш-
ки и ее сопротивление, площадь диф-
фузора и масса подвижной системы.
*
. ,
1
П" "
M ls '
2п A/MSCMS ’
где Пи —
КПД.
к
коэффициент
пропорциональности, / s —
частота
резонанса, A/Ms —
масса подвижной
системы, CMS - гибкость подвеса.
Отмечу
важное
обстоятельство:
КПД уменьшается в четыре раза, если
масса увеличивается вдвое. Нижняя
граница воспроизводимого диапазона
АупиоМагазин 5/1999
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст