24
испытательный стенд
Сейчас, когда “АудноМагазину" по-
шел шестой год, влияние кабелей на
звучание не подвергает сомнению да-
же начинающий любитель домашнего
звуковоспроизведения. Несмотря на
отсутствие активных элементов, кабе-
ли пренебрежительно относятся к за-
кону Ома. В их оправдание можно ска-
зать. что закон Ома определил модель,
пригодную для физики XIX века.
В то же время для нашего журнала
тестирование кабелей событие редкое
(По два раза проводилось в 1995, 1997.
1998 годах и один раз в 1999). Куда
в большей степени, чем другие ком-
поненты. кабели зависят от тракта, в
который они подключены. Даже от-
бросив в сторону тонкую материю
гармонизации тракта, можно заме-
тить зависимость поведения кабелей
от выходного сопротивления источ-
ника сигнала и входного сопротивле-
ния источника нагрузки. Эти параме-
тры даже у однотипных компонентов
могут отличаться в сотни раз!
Снизить влияние тракта на резуль-
таты эксперимента можно, подклю-
чая кабель в разные тракты и выявляя
те особенности звучания, которые
остаются неизменными. Это эффек-
тивный, но трудоемкий способ, при-
годный для тестирования одной-двух
моделей. На рынке же существуют
тысячи наименований кабелей.
Известен, хотя и не так широко, не-
обычный метод тестирования, при ко-
тором влияние компонентов тракта
минимизируется и эксперт концент-
рируется на свойствах собственно ка-
беля.
Думаю, читатели представляют себе
обычный
метод испытания кабелей.
Пользуясь им для сегодняшнего те-
стирования, я должен был бы прослу-
шать на двух-трех музыкальных фраг-
ментах 9 кабелей, подсоединенных к
проигрывателю
компакт-дисков
и
усилителю. Затем, для полноты кар-
тины. я должен был бы прослушать
эти 9 кабелей в сочетании с другим
проигрывателем н другим усилите-
лем. Такое количество “перетыканий”
кабелей, а также перспектива за ко-
роткое время прослушать много раз
одно н то же музыкальное произведе-
ние вполне может остудить самый го-
рячий энтузиазм.
Упомянутый другой,
необычный,
метод
иллюстрируется
рисунком.
Установив селектор записи на вход 1.
сначала вы слушаете музыкальный
фрагмент самым обычным образом:
источник звука подключен неким эта-
лонным кабелем ко входу 1
усилите-
ля. Затем, нажав на усилителе кнопку
“Таре Monitor”, вы слушаете тот же
фрагмент, который уже прошел через
оба кабеля: и эталонный п испытуе-
мый. Метод логически прост и легко
воплощается на практике.
Однако в нем есть одно явно слабое
место
условно-эталонный кабель,
которым источник сигнала подключен
к усилителю. Если использовать про-
игрыватель грампластинок, то от эта-
лонного кабеля можно избавиться, не
в буквальном смысле, а феноменоло-
гически: будем считать, что в проигры-
вателе грампластинок кабель п тонарм
составляют единое смысловое целое.
Итак, наш метод позволяет:
1) получить устойчивый эталон зву-
чания (проигрыватель грампластинок,
подключенный в тракт напрямую):
2) в равных условиях провести
сравнение тестируемых кабелей с эта-
лоном.
Кроме того, сравнение эталона и ис-
пытуемого образца может проводить-
ся
последовательно
(музыкальные
фрагменты прослушиваются по очере-
ди) или параллельно (во время звуча-
ния фрагмента эксперт несколько раз
переключается с кабеля на кабель
кнопкой “Таре Monitor”). В нашем
журнале обычно используется первый
способ сравнения, второй считается
11реДПОЧТ!ITC. I ЫI ы м согласно рекомен-
дацпям МЭК (Международного элек-
тротехнического комитета) и других
организаций, которым удобство ста-
тистической обработки экспернмента
важнее всяких там сравнений по кон-
трасту п прочей туманной эстетики.
У си л и те л ь “ R ega M ira ”
Эксперимент с кабелями начался с
поиска усилителя. К нему выдвига-
лись обязательные требования:
нейтральное,
неутомительное
звучание с хорошим разрешением;
корректор для головки звукосни-
мателя, не уступающий но качеству
линейным цепям:
наличие кнопки “Таре Monitor".
Желательным, хотя и не строго обя-
зательным условием являлось наличие
пульта дистанционного управления.
Контрольный тракт
Система для проигрывания грампластинок:
привод от “Арктур-006" в фанерном корпусе, моди-
фицированный блок электропитания от “Арктур-
006” в отдельном корпусе, тонарм “Roksan Tabriz”,
головка звукоснимателя “Sumiko Blue Point”, ка-
бель от тонарма “Monitor Cable Phono Cable”;
подставка под аппаратуру “Target D4", кабели к
АС “Chord Company Legend” АС “Mission 750LF;
подставки под АС “Atacama SE-24"; аксессуары:
конусы “Black Diamond Racing Mk II", ножки “Spectra
Dynamics Foculpods", антистатическая щетка для
пластинок “Disc Care 2 + 2", сетевой шумоподави-
тель “Harmonix Enacom".
Для сравнения использовались усилители: “Pioneer
А-400Х", “NAD РР-Г (отдельный блок корректора
RIAA), “Musical Fidelity Х-АГ, “Arcam Alpha 9”,
Произведя предварительный отбор в
редакционной комнате прослушива-
ния. я привез домой наиболее пригля-
нувшийся мне полный усилитель —
“Rega Mira”. Это новая модель из серии,
пришедшей на смену “Brio” и “Elex”.
Дизайн традиционный для "Rega Re-
search”. Модель дополнена пультом ДУ
с богатым набором функций управле-
ния. в том числе и "Таре Monitor“.
Черный ребристый литой корпус
обеспеч
11
вает достаточ iше охлажден не
выходным транзисторам, поэтому ни-
каких щелей h отверстий на усилите-
ле нет. Это необычно. Качество конст-
рукции п ее изготовления солидное.
Все входные разъемы на задней пане-
ли никелированные.
Несмотря на почти непрерывную ра-
боту в течение 8- 10 часов в лень, даже
к концу сеанса прослушиваний корпус
усилителя нагревался несильно.
"Mira" имеет выход предусилителя
и вход усилителя мощности, что поз-
воляет использовать его в режиме Ы-
atnping или с внешними декодерами-
процессорами.
Тщательные исследования звучания
“Rega Mira" начались с фонограмм, за-
писанных на грампластинках.
Взяв для разминки современную за-
пись. где широко применялась сту-
дийная обработка звука (Actioa. So-
Таре 1 Таре 1
In
Out
О
О
О
@ r f r f
ОООООООО
ОООО^-^ОООООООО
и
Рисунок. Необычный метод испытания кабелей
АуяиоМагазии 5/1999
предыдущая страница 25 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн следующая страница 27 АудиоМагазин 1999 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст